Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

30 правил хорошего комментария



Гадящих в комментариях негодяев бессмертный Данте наверняка поместил бы на окраине третьего круга ада, сразу же после толстяков. Грубые и бесполезные реплики наполняют души читателей скорбью и унынием, поэтому мы должны воздерживаться от них.

Вы, конечно, помните старый анекдот.

Задаёшь вопрос на американском форуме, получаешь ответ на вопрос. Задаёшь вопрос на израильском форуме, тебе задают другой вопрос. Задаёшь вопрос на русском форуме, тебе долго рассказывают, какой ты урод.

Так вот. Это не анекдот, а горькая правда жизни. Хоть мы и стали несколько добрее за последние годы, градус ненависти и невежества в Рунете остаётся всё ещё очень высоким. Вменяемых комментаторов мало, и голос их часто не слышен.

Как мы с вами можем исправить ситуацию?

Я решил начать с систематизации нехитрых правил хорошего тона, которых стоит придерживаться следящим за стилем комментирования обитателю Сети. Собственно, вот эти правила.

Споры и конфликты

1. Прежде чем вступить с кем-либо в спор, задумайтесь о простой бухгалтерии. Вы потратите на спор время и нервы, но ваш собеседник почти наверняка останется при своём мнении. Так не лучше ли вложить свои силы во что-нибудь более приятное и полезное?

2. Если вы таки решили поучаствовать в конфликте, будьте максимально вежливы и корректны. Во-первых, так у вас будет больше шансов переубедить собеседника. Во-вторых, так у вас будет больше шансов привлечь на свою сторону зрителей. В-третьих, вы будете выглядеть круче и чувствовать себя рыцарем.

3. Споры в Интернетах обычно отнимают массу времени. Потратьте часть этого времени на изучение классики. Великолепную книгу, например, написал почти сто лет назад Сергей Поварин. Она так и называется, «Искусство спора»:

http://lib.aldebaran.ru/author/povarnin_sergei/povarnin_sergei_iskusstvo_spora/

Также я возьму на себя ответственность посоветовать вам учебник логики Челпанова в моём переводе:

http://fritzmorgen.livejournal.com/49306.html

И, до кучи, мою статью «тринадцать правил ведения сетевого спора»:

http://fritzmorgen.livejournal.com/168131.html

4. Иногда возникают обстоятельства, когда приходится вести заведомо непродуктивную дискуссию с безнадёжными дикарями. Будьте осторожны в такие моменты и помните, что вежливый спокойный юмор смотрится гораздо выигрышнее, чем матерная ругань, гомосексуальные намёки или истеричные попытки перекричать оппонента.

5. В школе нас учили, что надо всегда говорить правду и что горькая правда лучше сладкой лжи. К сожалению, при этом учителя как правило забывали добавить два нюанса. Нюанс первый — наше с вами мнение не является правдой только по той причине, что оно наше. Мы тоже люди и можем ошибаться. Нюанс второй — кроме варианта «говорить гадости» и «лгать» есть и третий вариант — тактично промолчать.

Чтобы определить, когда вам нужно говорить гадости, а когда молчать, воспользуйтесь правилом «один к семи». На один критический комментарий должны приходиться семь позитивных (или хотя бы нейтральных) комментариев.

6. Будьте великодушны. Не стоит доказывать человеку, что он сволочь и козёл. Вам всё равно не удастся это сделать — вы только увеличите количество ненависти в Рунете, которое, увы, и так зашкаливает.

7. Хорошей привычкой является регулярное освежение в памяти начала ветки комментариев и возвращение спора к той теме, с которой он начался.

8. Хвастающиеся в Интернете личными достижениями люди выглядят обычно или комично или жалко.

9. Не стоит пытаться любой ценой оставить за собой последний комментарий. Если вы не хотите участвовать дальше в дискуссии, но и не хотите уходить из неё побеждённым, просто делайте между комментариями паузу в сутки. Через несколько дней вам или вашему оппоненту это надоест и беседа заглохнет сама собой.

Оформление и разметка

10. Не стоит игнорировать синтаксис и орфографию. Безграмотный комментатор похож на человека с серьёзными дефектами дикции. Воспринимать смысл его речи довольно тяжело.

Заведите привычку благодарить тех, кто указывает вам на ошибки и опечатки. У этих людей тяжёлый крест, им не так-то просто нести в массы грамотность.

11. Если уж вы не можете по каким-то причинам писать без ошибок, хотя бы не ленитесь тратить время на аккуратное оформление. Начинайте предложения с большой буквы, в конце предложений ставьте точку.

12. Некоторые правила оформления текста незнакомы тем, кто с компьютером «на вы». Я перечислю самые часто встречающиеся ошибки:

— Двойной пробел между словами.
— Пробелы или пустые строки в конце комментария.
— Отсутствие пробела после точки или запятой.
— Пробел перед точкой или запятой.
— Неправильные пробелы перед или после кавычек.
— Длинный, не разделённый на абзацы текст.
— Не разделённые одной пустой строкой абзацы.

13. Идеальный вариант — если вы не поленитесь скачать себе раскладку Бирмана (Rukbi для Linux) и начнёте использовать красивые кавычки, настоящие тире и кошерные односимвольные многоточия.

14. При комментировании многих мест (например, Живого Журнала) вам предложат указать тему сообщения. Так вот: оставьте поле «тема» пустым. Если же робот автоматически перенесёт в это поле слова, указанные автором предыдущего комментария, не поленитесь их стереть. Это важно.

Также помните — мало что раздражает сильнее, чем привычка писать несколько первых слов реплики в её заголовке, а остаток переносить в главное поле сообщения.

15. При цитировании сообщений оппонента следует соблюдать два правила. Во-первых, цитируйте только тот участок, который нужен для понимания смысла вашего ответа. Не оставляйте ничего лишнего и не бойтесь вырезать из цитаты лишние куски, оставив вместо них многоточия.

Во-вторых, обязательно выделяйте цитату. Например, знаком ">" перед каждой строчкой. Или строками "--- начало цитаты ---" и "--- конец цитаты ---" по краям цитируемого текста.

Ссылки

16. Если ссылка длинная (длиннее 50 символов), сокращайте её. Например, через бесплатный сервис Гугла:

http://goo.gl

17. Если в ссылке есть русские буквы, они превращаются при копировании в нелепый код с процентами:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D0%B8

Чтобы вернуть ссылку в нормальный вид, щёлкните по адресу в браузере, поставьте пробел перед ссылкой и скопируйте её снова. Получится красивая короткая ссылка:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Пони

18. Правильная ссылка на видео на YouTube выглядит вот так:

http://www.youtube.com/watch?v=xPlG9UEX8dM

Обратите внимание на нюансы. Ссылка начинается с "http", а не с "https". После конструкции "youtube.com/watch?" идёт код видео — "v=КОДВИДЕО". Никаких лишних нагромождений типа "feature=player_embedded" в адресе нет.

Также вполне допустима сокращённая ссылка, которую YouTube выдаёт при нажатии кнопки «поделиться» под роликом:

http://youtu.be/xPlG9UEX8dM

Там же можно сэкономить время читателей и указать секунду, с которой имеет смысл начинать просмотр видео.

Если же вы хотите вставить видео в комментарий ЖЖ, воспользуйтесь вот такой конструкцией:

<lj-template name="video">http://www.youtube.com/watch?v=N-sMPAqnm0U</lj-template>

19. Многие сайты вставляют в адреса решётки, чтобы направить вас к конкретному месту страницы:

http://habrahabr.ru/post/156757/#habracut

Если вы хотите, чтобы прошедший по ссылке увидел страницу целиком, не забудьте стереть из адреса решётку и следующий за ней текст. Вот так:

http://habrahabr.ru/post/156757/

Картинки и аватарки

20. Анимированные аватарки выглядят безвкусно и раздражающе. По-возможности, избегайте их. Ещё многих людей раздражают аватарки с обнажёнными телесами, расчленёнкой и с разными неприятными вещами. За аватарки с рекламой или политической агитацией во многих местах банят — и, на мой взгляд, правильно делают.

21. Если вы вставляете в комментарий картинку, позаботьтесь, чтобы она была не шире 400-500 пикселей. Если же содержимое картинки позволяет, ужмите её пикселей до двухсот. Такой размер смотрится в ветке текстовых комментариев лучше всего.

Мемы и жаргон

22. Будьте осторожны с мемами и жаргоном. Помните, что смайлики уже вышли из моды, а жаргон подонков и вовсе безнадёжно устарел. В любом случае, старайтесь употреблять известные вам мемы не чаще, чем в одном комментарии из десяти.

23. Также безнадёжно унылы и матерные слова в комментариях. Это не вполне очевидно, многие не понимают этого и даже делают себе матерные никнеймы. Подробно феномен письменного мата я освещал вот здесь:

http://fritzmorgen.livejournal.com/231454.html

24. «Первонахов» много где уже банят… и правильно делают. Комментарии без смысловой нагрузки не нужны.

25. Мало что вызывает больший стыд за комментатора, чем не к месту употреблённый мем. Заведите привычку перед началом употребления нового слова или выражения читать статью про историю его появления на Лурочке:

http://lurkmore.to/

Выбор собеседника

26. Постарайтесь хорошо прицелиться и ответить именно тому собеседнику, чей комментарий вы хотите дополнить или оспорить. Обычно на экране есть несколько кнопочек «ответить». Если вы нажмёте на первую попавшуюся, ваш ответ может появиться или под каким-нибудь посторонним комментатором или вовсе в корне комментариев.

Не думайте, что это пустяк — такая манера комментирования не только сильно раздражает читателей, но и выставляет «промахивающегося» небогатым разумом, технически отсталым человеком.

27. Оставлять несколько ответов на один комментарий — плохая идея. Совсем плохая идея — оставлять несколько ответов к статье в «корне» комментариев этой статьи. Если вам захотелось что-то добавить к своему комментарию, отредактируйте его или ответьте на свой собственный комментарий.

28. Не дублируйте сообщения. Если вы видите, что в комментариях сидит десять человек, каждому из которых вам непременно нужно сказать что-то важное, умерьте свой пыл. Поговорите с одним-двумя, этого достаточно.

За оставление однотипных комментариев нередко банят, и это справедливо. Читатели имеют право не читать один и тот же текст по несколько раз.

29. Занятие второго уровня — отвратительная привычка. Что-то типа ковыряния грязными ногтями в сопливом носу. Тем не менее, по сравнению с привычкой дублировать сообщения или отвечать не туда, это ещё вполне себе невинная шалость.

30. И, напоследок, поделюсь настоящей бомбой. Людей гораздо сильнее раздражает не ругань в их адрес, а слова вежливой поддержки в адрес их оппонентов.

Применяя этот приём помните, что если вы напишете «ты полностью прав» человеку, который назвал кого-то грязным матерным словом, вас могут справедливо забанить вместе с ним, за компанию.

Update. Прозреваю множественные лучи добра в мой адрес в комментариях на «Эхе»:

http://echo.msk.ru/blog/fritz_morgen/986908-echo/#comments

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 328 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →