Раньше люди ходили по воскресеньям всей семьёй в церковь. Теперь люди ходят по воскресеньям всей семьёй на шоппинг.
Вместо икон — манекены. Вместо библии — скидочные каталоги. Вместо священников — менеджеры по продажам.
Деградания и разврат…
Нет, серьёзно, за что нам любить торговые сети?
За высокое качество товара? Так его там и близко нет. Там поддерживается ровно такое качество, какое нужно, чтобы покупатели не замечали снующих по складу крыс и плесени на колбасе. Не выше. Именно с качеством чуть выше откровенной гнили достигается максимальная прибыль.
За поддержку производителей? Так производителей сети, наоборот, душат. Вымогают взятки по любому поводу, заставляют делать цены ниже себестоимости. И производители, что характерно, стонут, но платят. Так как других вариантов у них нет — ибо сети эффективно душат своих традиционных конкурентов — рынки и мелкие магазинчики.
В позорные девяностые, когда альтернативой торговым сетям были помоечного вида ларьки и кишащие жульём рынки, да, сети выглядели весьма достойно. Однако сейчас, когда сети давно уже дотянулись до самых маленьких городков, выясняется, что никакого особого качества от сетей ждать не приходится.
Конкретно в моём родном Санкт-Петербурге торговые сети, передушив большую часть конкурентов, застыли в весьма и весьма неприглядном виде. Если у вас есть знакомые производители или оптовики, заведите с ними по случаю разговор о моральном облике сотрудников торговых сетей. Только опрыскайте предварительно свои уши тёплой водой, чтобы они не завяли от сочных и выстраданных эпитетов…
При этом было бы большой наивностью думать, что западные сети работают иначе, чем сети отечественные. В той же финской Призме, которая открылась несколько лет назад под Петербургом, я лично пару раз привозил домой тухлятинку. А про качество ИКЕА я уже писал:
http://fritzmorgen.livejournal.com/527314.html
Помню, какой-то важный швед рассказывал, что в IKEA нет коррупции, и как им из-за этого тяжело работать в варварской России. Вот, пожалуйста, один из топ-менеджеров IKEA, который вымогал шесть миллионов рублей за право аренды в московской МЕГЕ, был летом приговорён к пяти годам строгого режима:
http://www.commercialrealty.ru/new.php?id=118881
Что характерно, вина Окана Юналана настолько очевидна (его взяли с поличным), что даже оппозиционеры постеснялись сделать из этнического шведа очередную жертву режима.
Короче, коллеги, хоть я обычно и защищаю бизнес, я очень рад, что наше государство начало потихоньку приводить наших сетевиков в чувство. Покойный Адам Смит свидетель, в этой отрасли давно уже пора было навести порядок.
Росалкогольрегулирование, например, жёстко настаивает на том, что лишать лицензии за нарушение правил продажи алкоголя надо сразу всю торговую сеть, а не отдельные магазины. Другие ведомства эту идею тоже поддерживают:
http://izvestia.ru/news/541786
Это очень правильный шаг. Так как сети сейчас, де факто, навязывают посетителям спиртное и сигареты, расставляя их в самых видных местах. Например, большая часть сетей специально создаёт очереди перед кассами, чтобы в течение нескольких минут покупатели стояли и разглядывали фигурно выложенные сигаретные пачки, размышляя об их покупке. Так быть не должно.
Торговые сети уже морфировали из цивилизованного бизнеса в уродливую структуру для вымогания денег у поставщиков. Представьте себе, что вы — производитель какого-нибудь нужного россиянам товара. Как вам сделать свой товар доступным для покупателей?
Просто за начало работы с торговой сетью, за так называемый вход, от вас попросят несколько тысяч долларов. Отдельных денег возьмут за каждый ваш товар и за размещение этого товара на таких местах, где их хоть кто-то увидит. Вас заставят оплачивать рекламу этого товара и разные маркетинговые акции.
А Metro Cash & Carry, например, ещё и попросит финансово поучаствовать в ремонте магазина:
http://www.rbcdaily.ru/2011/04/25/market/562949980138177
Когда же вы выполните все эти требования, сеть ещё и потребует от вас бесплатно предоставить вам товар, и отдаст деньги за него только через месяц-другой после фактической поставки. Или, как это иногда бывает, с задержкой в полгода…
Получается, что сети выполняют сейчас функцию крышующих поставщиков бандитов. Они берут с поставщиков деньги на организацию всего процесса продажи, получают отличную прибыль, и потом, от щедрот, делятся с поставщиками крохами с барского стола.
Это, мягко говоря, неполезно для нашей экономики. Так как производители и поставщики вынуждены сейчас работать на грани разорения: у них часто не остаётся денег не только на развитие, но и даже на обычное существование.
При этом отказаться подписывать договор добровольного рабства поставщики обычно не могут. Так как, например, самые распространённые в стране сетевые магазины — «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Копейка» — входят в одну группу X5 Retail Group:
http://www.x5.ru/ru/about/
Не согласился отдавать 95% прибыли сетевикам? Значит, согласится твой конкурент. А ты разоришься — так как через рынки и маленькие магазинчики много не наторгуешь, обороты не те.
Стонущие под пятой сетевиков производители и оптовики начали писать жалобы в ФАС примерно в середине двухтысячных годов, когда проблема превратилась из серьёзной в очень серьёзную. Однако, увы, особого эффекта это не возымело. За три года — с 2005 по 2008 год — поборы сетевиков по некоторым позициям выросли в 10 раз, с 5 до 50% от оборота:
http://www.vz.ru/economy/2012/7/23/588738.html
В 2008 году в ситуацию вмешались Владимир Путин и Игорь Шувалов. Если помните, они тогда внезапно набежали на самые популярные торговые супермаркеты. По итогам этих визитов в 2009 году был рождён закон о торговой деятельности, который должен был ограничить буйство сетевиков:
http://www.rg.ru/2009/12/30/torgovlya-dok.html
Этот закон серьезно ударил по монополистам. Сетям, владеющим более 25% рынка в рамках одного региона, было запрещено открывать новые площадки в этом же месте.
Тем не менее, как и предсказывал в 2008 году Шувалов, этого оказалось мало. Сетевики формально соблюдали закон, а по факту продолжали выжимать все соки из поставщиков. Нужен был ещё и дополнительный кодекс, который не оставлял бы сетям свободы для уклонения от честной игры:
http://www.buhsmi.ru/lenta/237722/
Этот кодекс был успешно подписан неделю назад. В присутствии Шувалова его подписали представители ритейлеров и поставщиков:
http://www.kommersant.ru/doc-y/2092339
Кодекс лишает сетевиков возможности жульничать через одностороннее изменение цен, внезапное удаление товара с полок и через другие отработанные уже схемы укрощения строптивых.
За последние двадцать лет стало понятно, что Владимир Ильич был абсолютно прав, когда определял государство как аппарат насилия.
Так как или государство имеет достаточно сил, чтобы обязать всех участников рынка играть по-честному. Или невидимые руки рынка моментально превращаются во вполне осязаемые волосатые руки олигархов, которые душат всё, до чего могут дотянуться.
Update. С мест сообщают, что осудили не менеджера ИКЕА, а посредника:
http://goo.gl/jT4Sl
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →