Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Коррупционный нарыв Владивостока

Давайте разберёмся, что именно разворовали в рамках подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке. Обычно наши оппозиционеры высказываются в ключе «украли всё». Дескать, саммит «Большой Восьмёрки», который Англия принимала у себя в 2005 году, обошёлся организаторам в 4 миллиарда рублей. И что если бы деньги не разворовывались, то и у нас можно было бы обойтись той же суммой, а не тратить на саммит АТЭС астрономические 690 миллиардов рублей.



Как можно прокомментировать это обвинение?

Начнём с того, на конкретно сам саммит АТЭС была потрачена совсем небольшая сумма, вполне сравнимая с английской. Основная же часть из выделенных на подготовку саммита 690 миллиардов ушла на архинужные Владивостоку инфраструктурные проекты. Например, на строительство двух рекордных размеров мостов:

http://sdelano-u-nas.livejournal.com/2466262.html

Во-вторых, сметы на строительство были вполне разумными — не завышенными и не заниженными. Дурная экономия в этих вопросах не нужна. Помните, как Пётр I подрядчиков выбирал?

http://sunapse.ru/rushistory/Anekdot/Anekdot1.html

В царствование Петра Великого трое подрядчиков объявили свои условия Адмиралтейств-коллегий.

Один предложил услуги за гривенник с рубля, второй — за пятак, а третий объявил, что будет трудиться бесплатно, из усердия и ревности к государю.

Узнав об этом, Петр учинил резолюцию: "Отдать подряд тому, кто требует за труды, по гривне с рубля. Другому отказать, понеже пяти копеек ради не из чего трудиться, а третьего, аки плута, отдать на два месяца на галеру, сказав ему, что государь побогаче его".

И, наконец, в-третьих. Значительную часть выделенных на строительство денег местные чиновники и в самом деле успешно разворовали. Однако воровали они не за счёт завышения смет, а за счёт понижения качества работ.

Вообще, чиновников из Владивостока можно понять. Даже ортодоксальный оппозиционер Акунин признаёт в своих книгах, что этой части нашей страны никогда не везло с вменяемыми управленцами. Чего стоит один только Сергей Дарькин — за которого, кстати, в своё время проголосовали сами жители региона.

Поэтому когда стало известно, что на приуроченную к саммиту стройку выделяют 690 миллиардов рублей, следовало ожидать от чиновников не тревоги по поводу предстоящих хлопот, а бурной радости в честь предстоящего освоения бюджетных денег:

http://www.newsru.com/russia/13nov2012/ates.html http://www.vedomosti.ru/politics/news/5739621/esche_odin_byudzhet

Так оно, собственно, и вышло. Чиновники решили, что воровать они будут нагло и беззаветно. Как в девяностых. И что проверять качество работ на этот раз тоже никто не будет, как и в те позорные времена.

Чиновники думали, что разница с бесконтрольными девяностыми будет только в том, что на этот раз им дадут на разграбление рекордно большую сумму. Ведь это мероприятие стало самым дорогим в истории саммитов АТЭС:

http://novostivl.ru/msg/18735.htm

Отмечу, что первая часть плана — украсть — была выполнена чиновниками на отлично. Давайте кратко пробежимся по основным косякам.

1. Еще в 2011 году, когда вовсю кипела подготовка к мероприятию, стали появляться первые публикации о небольших шалостях местных властей. Тогда, к примеру, строители выполнили всего лишь 30% работы по строительству международного терминала во владивостокском аэропорту, зато успели «освоить 65% выделенных средств»:

http://www.moscow-post.ru/economics/000129663425232/

2. На ремонт домов к саммиту было выделено 2,5 миллиарда рублей. К началу 2011 года предполагалось отремонтировать фасады 913 зданий. Однако успели провести ремонт только пяти фасадов. То есть, из запланированных работ было выполнено менее одного процента.

На этом фоне поразительные финансовые успехи мэра Владивостока Игоря Пушкарёва, который с 2007 по 2011 год увеличил личное состояние в пять раз, выглядят несколько цинично:

http://www.moscow-post.ru/economics/000129663425232/

3. Отдельных тёплых слов заслуживают приморские дороги. За три месяца до саммита на трассе поселок Новый–Де-Фриз–Седанка–Патрокл после дождя обрушилась часть подпорной стены, дорожное полотно просело, на нем образовались трещины:

http://www.kommersant.ru/doc/2028451

Особенно грустен тот факт, что стены из габионов не только практичны, но и красивы. В той же Европе они используются постоянно и весьма украшают туземные пейзажи:



На дорогу ушло 29 миллиардов рублей. А сразу же после саммита на этой многострадальной трассе произошло обрушение из-за оползня.

Когда следственный комитет возбудил уголовное дело и стал искать ответственных, подрядчик — «Тихоокеанская мостостроительная компания» — обвинил во всем проектировщика, хабаровский филиал ГипродорНИИ. А тот, разумеется, перевел стрелки на строителей:

http://lenta.ru/news/2012/09/17/crash/

Ну просто два нашкодивших ребёнка, которые обожрались вареньем и теперь тычут пальцами друг в друга.

4. В сентябре 2012 года выяснилось, что близок к обрушению ещё один участок дорожного новостроя — пересечение федеральной трассы М-60 «Уссури» с Десятой улицей:

http://www.kommersant.ru/doc/2028451

Там габионная стена в 10 метров высотой опасно накренилась. Движение транспорта было остановлено.

И это только четыре примера.

К настоящему времени федеральный центр уже насчитал распилов как минимум на 15 миллиардов рублей. Постарались все. Даже приморские энергетики воспользовались случаем и втрое завысили тарифы на теплоэнергию на острове Русский. Сейчас по этому поводу идут суды:

http://izvestia.ru/news/540616

А отвечающий за транспортный департамент края Алексей Ширшов так и не смог объяснить, куда после саммита делись 200 весьма недешёвых автомобилей Mercedes-Benz:

http://shturmnovosti.com/view.php?id=43816

ОАО «Восточная верфь», которой поручили построить скоростные катамараны для зарубежных гостей, просто саботировало мероприятие. За две недели до начала саммита выяснилось, что техники вообще нет в наличии:

http://www.newsru.com/russia/23aug2012/catamaran.html

То есть господа получили 110 миллионов рублей и тупо положили их себе в карман — не сделав ни-че-го.

Две пятизвёздочные гостиницы и театр оперы и балета тоже не были построены к началу саммита:

http://www.newsru.com/russia/13nov2012/ates.html

Конечно, адекватных руководителей в России очень мало. Поэтому властям иногда приходится закрывать глаза на баловство чиновников, которые выполняют поставленные задачи. Напомню, что и Пётр I, и Александр III, и даже Иосиф Сталин многое прощали тем своим подчинённым, кто мог при необходимости собраться и выдать на-гора результат.

Однако когда чиновники не просто воруют, но ещё и отказываются выполнять свои прямые обязанности — это уже за гранью добра и зла. Сейчас не девяностые годы, и карательные механизмы государства отлажены достаточно хорошо, чтобы можно было разобраться с ворами.

Повторюсь, главная проблема — это даже не воровство. Это вопиющие раздолбайство и некомпетентность. Достаточно сказать, что к сентябрю несмотря на дикую спешку успели ввести в эксплуатацию только 23 объекта из 67:

http://www.newsru.com/russia/13nov2012/ates.html

Стоит ли удивляться после этого обрушениям фасадов домов?

http://primamedia.ru/news/auto/07.11.2012/238166/fasad-zhilogo-doma-vo-vladivostoke-obvalilsya-na-avtomobili.html

Стоит ли удивляться прорывам канализации или частым поломкам эскалатора в новом бизнес-центре? Организаторы, похоже, вообще не понимали, что от них требуется более серьёзное отношение к работе. Один из них оправдывался — «Ну что вы хотите, это же только что построено»:

http://martintorp.livejournal.com/316053.html

Я считаю, такие отмазки — это не уровень стройки за 690 миллиардов. Воровать надо меньше, работать надо качественнее. Тогда и не придётся посылать бригаду рабочих ходить по этажам с освежителями воздуха и маскировать запах прорвавшихся на волю из канализации фекалий.

Ещё один пример воровства озвучил Степашин. Компания «Пионер» получила 94 миллиона рублей за технический контроль строительства университета и конференц-центра на острове Русском. Реально же никакого контроля не осуществлялось:

http://www.kommersant.ru/doc/2066489

Как вы, наверное, уже слышали, в хищении этих денег подозревается председатель правительства Пермского края, экс-замглавы Минрегиона Роман Панов. В настоящее время он находится под арестом.

http://www.newsru.com/russia/13nov2012/ates.html

Отмечу, что это уже чиновник довольно высокого уровня. Посадки столь крупных расхитителей капиталистической собственности можно увидеть очень нечасто. Экс-замминистра и премьер регионального правительства в одном флаконе — это очень высокий статус.

Игорь Шувалов, первый вице-премьер РФ, который курировал подготовку края к саммиту, ещё весной писал письма в Минрегион, чтобы там проверили Дальневосточную инспекцию своего ведомства. Судя по всему, во Владивосток сразу после окончания саммита Шувалов приехал с той же целью — разобраться с воровством:

http://www.kommersant.ru/doc/2066489

Шувалов предлагал эту странную дирекцию упразднить полностью — так как никакой пользы, кроме вреда, государству она не приносит. А сейчас мы можем видеть, что Шувалов был неправ: дирекция таки умеет работать эффективно… когда дело касается творческого освоения бюджетных денег.

В этом смысле очень много вопросов я бы задал не только Панову, но и его начальнику — Виктору Басаргину, который в мае как-то подозрительно поспешно ушел на пару со своим заместителем Пановым работать губернатором Пермского края. Басаргин, надо полагать, хотел подержать Панова под теплым крылом: пока всё не успокоится и пока про фокусы с выделенными на саммит деньгами не позабудут.

Игорь Шувалов, однако, покрывать воровство дальневосточных чиновников не захотел. Он потребовал возбудить дела, дал команду Счетной палате, и всё завертелось.

Чиновники во Владивостоке забегали, как тараканы. Ведь как получается — та часть инфраструктуры, за строительство которой отвечал Шувалов, была сдана в срок.

Мост через бухту Золотой рог соединил два отдаленных участка Владивостока: расстояние между ними не только сократилось с полутора часов до десяти минут, а значительная часть пробкогенного траффика пошла в обход центра города.

Остров Русский наконец-то связали с континентом. Теперь городу есть куда развиваться. В общежитиях Дальневосточного федерального университета уже обживаются несколько тысяч студентов, а новые университетские корпуса заработают с января. Наконец, в аэропорт Владивостока после реконструкции теперь совсем не страшно прилететь.

В той же части объектов, за сдачу которой отвечали местные региональные чиновники, просто лошадь не валялась. Все эти пятизивёздочные гостиницы, театр оперы и балета до сих пор достраиваются в страшной суете. Позор — пришлось селить гостей не острове, как было задумано, а на материке.

Кстати, отсидевший 11 лет во главе Приморья Сергей Дарькин — самый богатый чиновник ДФО по рейтингу 2010 года — по странному совпадению с этого лета работает замминистра всё в том же злополучном Минрегионе.

Короче, коллеги, есть у меня такое чувство, что на этот раз приморские кабальеро выступили особенно убедительно. И доказали Кремлю, что этот коррупционный гнойник надо вскрывать, даже если для этого потребуется сажать чиновников десятками. Надеюсь, Игорь Шувалов сумеет довести расследование до конца. В конце концов, недавно он более чем ясно высказался на эту тему: «Если кто-то своровал — всех в тюрьму»:

http://www.rg.ru/2012/11/23/reg-dfo/shuvalov-anons.html

Подведу итог

Помните анекдот про «проклятое место»? Когда немцы построили на руинах АвтоВАЗа свой автомобильный завод, и у них с конвейера начали вместо опелей и мерседесов жигули сходить? Дескать, «место проклятое», ничего другого тут и не сделать?

Так вот. Шувалов более чем убедительно доказал, что работать тут можно, что никакого проклятья на Владивостоке не лежит. Если, конечно, не считать таковым проклятьем местных чиновников, которые из всех управленческих премудростей освоили пока только одну. Воровство бюджетных денег.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 303 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →