Кросспост в ru_childbusy
Как Вы знаете, коллеги, я считаю современную школу тюрьмой, куда взрослые сдают детей на время рабочего дня, а школьных учителей, соответственно, скорее надзирателями, чем педагогами. На первый взгляд может показаться, что я слишком радикален в своих выводах и напрасно обижаю школьных учителей -- этих самоотверженных людей, которые несут ответственность за нашу молодую поросль. Однако, если взглянуть на проблему глубже, выяснится, что противники у классно-урочной системы школ были практически всегда. Выяснится, что существуют и талантливые люди, которые вообще не учились в школе. Выяснится, что существуют школы, где не заставляют детей учиться.
Разумеется, как и вокруг любой серьёзной проблемы, вокруг школьного "образования" склубилось огромное количество мифов. В качестве примера приведу один из самых ярких: многие мои читатели на полном серьёзе полагают, что в США детей насильно ничему не учат и, вообще, обращаются с ними как со свободными людьми.
К счастью, в комментариях к моим постам мне регулярно давали ссылки на статьи, которые с разных сторон проливают свет на проблему карательной педагогики. Сегодня я собираюсь выложить все эти ссылки в одном месте -- с моими краткими аннотациями.
Автор: yarowrath
Статья: Плен Кеномы: школа, армия, тюрьма
Ссылка: http://yarowrath.livejournal.com/117572.html
Известная статья Яроврата про советскую систему обучения послушанию, частью которой является школа. Цитата: "Вся система образования устроена так, чтобы НЕПРЕРЫВНО держать человека под присмотром. Ясли, детсад, школа, старшие классы (вариант: ПТУ), ВУЗ (вариант: армия), работа. Перерывов нет. В результате человек становится свободным лишь через двадцать лет после своего рождения. Двадцать лет! И это в лучшем случае. Поступившие в ВУЗы освобождаются позже".
Автор: olegmakarenko.ru
Статья: Шведская парта
Ссылка: http://fritzmorgen.livejournal.com/36217.html
Моя концепция Шведской Парты: описание школы, в которой детей будут учить, а не делать из них винтиков.
Автор: olegmakarenko.ru
Статья: Школа: разбор полётов
Ссылка: http://fritzmorgen.livejournal.com/37084.html
Мои ответы на критику "Шведской Парты", включая ответ на самый частозадаваемый вопрос -- "а может ли ребёнок сам выбирать, что ему учить".
Автор: olegmakarenko.ru
Статья: Школа: воспоминания отучившихся
Ссылка: http://fritzmorgen.livejournal.com/37259.html
В посте собраны воспоминания бывших школьников. Например: "Я был относительно нормальным ребенком. В 5 классе за 3 дня прочитал весь курс за год. За 3 недели осилил весь школьный курс по учебникам. У меня было 5 детских энциклопедий, рассказывающих популярно биологию, физику, географию - я их все прочитал не на 1 раз еще в 2-3 классе. В 15 лет откуда-то взялся интерес к психологии, после к философии - начал изучать, но уже не по учебникам. А школу я ненавижу, и базовые знания мне не нужны и не разу не пригодились".
Автор: Наталия Тютюненко
Статья: Школа самоопределения Александра Тубельского
Ссылка: http://mama.tomsk.ru/education/alternative_education/self-determination/
Потрясающий рассказ о действующей в Москве школе, где ученикам предоставлена значительная свобода. Потрясают, прежде всего, результаты: школа выпускает образованных детей, не прибегая к карательной педагогике и насильственному обучению. Цитата: "Все считают, что ребенок должен отличаться усердием и послушанием, а Тубельский считает, что на самом деле каждый ребенок уже отличается от всех изначально и нельзя детей сравнивать друг с другом, а нужно растить у каждого его собственную «самость»".
Автор: krocodl
Статья: "Хороший" спецшкольник
Ссылка: http://krocodl.livejournal.com/140188.html
В статье анализируется "хороший спецшкольник" -- отличник из хорошей школы, который приспособился к школьной системе и получает в ней заслуженные пятёрки. Автор показывает причины, по которым отличники оказываются слабо приспособлены к реальной жизни, и справедливо замечает, что естественная дорога для отличника -- вернуться в школу преподавателем. Где этот бывший отличник будет пытаться сделать из школьников новых, неприспособленных к жизни отличников.
Автор: eksray
Статья: 10 лет каторги
Ссылка: http://eksray.livejournal.com/225830.html
Автор, который был в своё время способным школьником, вспоминает, что из школьной программы ему пригодилось в жизни. Выводы неутешительны для школы.
Автор: Эдуард Лимонов
Статья: Они украли у Вас детство
Ссылка: http://www.nbp-info.ru/new/lib/lim_anotherrus/03.html
Знаменитая статья Лимонова. Цитата: "Schooling по-английски, в переводе на русский — «школение», есть в русском языке слово «вышколенный». И все это словесное гнездо вовсе не значит «учение» и даже не значит «воспитание», но означает «дрессировка». Она и есть «дрессировка», и если в русском варианте иностранное «school», превратившись в «школу», ни о чем ежедневно не напоминает, то по-английски недвусмысленно и без всяких экивоков каждый раз употребленное, вопиет о «дрессировке». Небезынтересно, что это же «schooling» упоминается и по отношению к дрессировке лошадей и собак".
Авторы: А. Калинин, Н. Панкрашкина
Статья: Юрий Исаакович Неймарк : Ученый, Наставник, Поэт
Ссылка: http://www.museum.nnov.ru/unn/contfs/paper/2005/2036_2.phtml
Биография Юрия Исааковича Неймарка -- известного советского учёного, который почти не учился в школе.
Автор: kvasy_pingvin
Статья: Школьные годы чудесные. Далее матом.
Ссылка: http://kvasy-pingvin.livejournal.com/24497.html
Воспоминания о бесцельно потраченных школьных годах. Цитата: "На этом фоне уже бледно смотрится история о том, как мне поставили кол. За то, что я читала на уроке литературы учебник литературы. Только что-то в конце – там, где не чтение по складам, а стихи и рассказы нормальные. Слушать, как читают стишок из двух строк мои одноклассники было не очень интересно – вот я и пыталась себя занять".
Автор: Пол Грэм
Статья: Why Nerds are Unpopular (За что не любят ботанов)
Ссылка (английский оригинал): http://paulgraham.com/nerds.html
Ссылка (русский перевод): http://fritzmorgen.livejournal.com/38494.html
Классика жанра. К прочтению обязательно. Знаменитый американский эссеист Пол Грэм вспоминает суровые школьные годы и рассуждает, почему школа является, по сути, тюрьмой для детей.
Автор: zaykovsky
Статья: Holmes (на русском)
Ссылка: http://zaykovsky.livejournal.com/53717.html
Краткий рассказ о Шерлоке Холмсе и бессмысленных знаниях.
Автор: С. Иванов (Наука и Жизнь, 10-1936)
Статья: Великий самоучка
Ссылка: http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/n_i_j/1936/vel-sam.html
Циолковский, как известно, был глух как пень, поэтому не мог учиться в школе. Родители Циолковского по понятным причинам ему в учёбе не помогали: Циолковский рос в "большой семье лесничего". Так что Константин Эдуардович (в юности -- Костян) учился самостоятельно, по книгам. И без помощи педагогов достиг в науке таких успехов, что сейчас его именем называют улицы и проспекты.
Автор: Юрий Мороз
Статья: Равнодушие и школа
Ссылка: http://vitrina.shsd.ru/content/articles/edu/ravnodushie-i-shkola.htm
Ссылка на другие статьи Мороза про образование: http://vitrina.shsd.ru/content/stat_i.htm
Юрий Мороз рассуждает про бессмысленность современной системы "образования". Цитата: "Программа никак не привязана к реальности, а, значит, реальной мотивации на обучение быть не может. А на развлекушках долго не продержишься, да и уважать того, кто развлекает, все равно не будут. Ну и плюс еще надо знать круг, в котором общаются педагоги. Это, другого слова я не подберу — жопа.
Одинокие, завистливые женщины, которые видят многих девочек, одевающихся лучше чем они, вымещающие свое одиночество и свою несчастливую жизнь на детях. Это ТИПИЧНО. Редкие исключения ничего не меняют. БАЗОВЫЕ установки именно эти. Другие люди, кстати, в школе долго не удерживаются".
Автор: igni_ss
Статья: Как правильно зомбировать детей?
Ссылка: http://igni-ss.livejournal.com/72741.html
Сравнение американской и советской систем школьного "зомбирования" детей. Автор находит много общего между тоталитарными сектами и обыкновенными общеобразовательными школами.
Автор: Андрей
Статья: Особое мнение о системе образования в Беларуси
Ссылка: http://magistr.at.tut.by
Размышления о реальных проблемах школ и институтов. Цитата: "Учеников у нас не любят. Показателен будет пример из моей практики. Классе эдак в седьмом некоторое время я не делал домашних заданий по русскому. Но из благих намерений оставлял пустые страницы, чтобы вписать позднее. Однажды после какой-то работы, преподаватель собирала тетради, и я решил мою всё равно сдать (может просто классную работу проверит?!). На следующий день утром на физкультуру влетает моя классная преподаватель в бешенстве, устраивает скандал, вызывает родителей. Звучит куча патетики (хоть и 1995 год на дворе) и прочей чепухи. А вот что произошло в учительской. Не знаю в какой форме, но та русичка (ей пойдёт такое название) увидев мою тетрадь, пожаловалась классной, что я её хотел ОСКОРБИТЬ такой тетрадкой. Учителя её ПОДДЕРЖАЛИ. Где-то в этой цепочке (а может и у русички) появилось утверждение, что я специально сделал такую тетрадку, чтобы её оскорбить".
Автор: olegmakarenko.ru
Статья: Воспитанная беспомощность
Ссылка: http://fritzmorgen.livejournal.com/38128.html
Любопытный эксперимент над собаками -- как можно воспитать у животного беспомощность. Похожие эксперименты ставит над детьми современная школа.
Автор: zero_kg
Статья: Про американские школы из первых рук
Ссылка: http://fritzmorgen.livejournal.com/39851.html
Автор отучился в разное время в трёх школах в США. Оказывается, система муштры школьников в Штатах гораздо жёстче и эффективнее, чем в бывшем Советском Союзе. Цитата: "Большинство новых школ построены как бункеры без окон, везде в классах, даже в столовой искусственный свет. Окна, видите ли, отвлекают от учебы. За посещаемостью следят строго и жестко, проверяют каждого и если его нет звонят родителям. Такого как прогулы практически нет, наказание жесткое -- пропуски нельзя наверстать или пересдать -- это по-любому влияет на оценку".
Автор: Масару Ибука
Статья: После трёх уже поздно
Ссылка: http://www.lib.ru/KIDS/after3.txt
Статья о ненасильственном методе обучения. Цитата: "Главный принцип метода доктора Сузуки -- вызвать интерес, а это лучшее побуждение. По его мнению, принуждение -- худший способ обучения. Если у ребенка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребенка к предмету обучения -- это и есть лучший педагогический метод".
Автор: ast_discravis
Статья: Образование
Ссылка: http://ast-discravis.livejournal.com/28385.html
Автор указывает на предметы, которые реально нужны людям, но которые не преподаются в школе.
Автор: Александр Левитас
Статья: Учимся думать? Ой ли...
Ссылка: http://kontei.livejournal.com/9414.html
Автор констатирует простой факт, что школа не учит думать. Обзор существующих систем образования показывает, что существующая система насильственного обучения -- далеко не единственная. Есть и другие способы учить людей.
Автор: Борис Жуков
Статья: Школьные годы бесследные
Ссылка: http://www.stengazeta.net/article.html?article=2742
Серьёзный разбор -- каков же сухой остаток десяти лет школьного обучения. Цитата: "Все, чему нас учат в средней школе, то ли не остается в памяти вовсе, то ли лежит в ней мертвым грузом, о котором его владелец не вспоминает даже тогда, когда отчаянно нуждается в нем. Исключение составляют лишь сведения по предметам, которые человек потом изучал в школе высшей".
Автор: nikadubrovsky
Статья: Американские школы
Ссылка: http://nikadubrovsky.livejournal.com/441805.html
Рассказ очевидца про американскую систему образования.
Автор: mrakobesie
Статья: Черный день календаря
Ссылка: http://dobriy-cheburek.livejournal.com/15325.html
Воспоминания про школу. Цитата: "Мимо проходят дети с цветами, мамами и бабушками. Я смотрю на них, на этих бедных первоклашек, которых сегодня система выкинула из детства да прямиком в социальную тюрьму, сроком заключения на 8, а кого и на 10 лет. С утра они этого ещё не осознают, не осознают этого и завтра. А вот через неделю — до них дойдёт. И они ужаснутся".
Автор: Иван Низгораев
Статья: Рецензия на книгу Ивана Иллича "Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир"
Ссылка: http://www.polit.ru/science/2006/09/04/illich.html
Иван Иллич ещё в семидесятые года задавался теми же вопросами -- почему о школах говорят как о мёртвых -- или хорошо, или ничего. Цитата: "Так, конституционно закрепленное право на образование, как одно из основных достижений современных «демократических» обществ, оборачивается в глазах И. Иллича, в величайшее заблуждение и зло, постигшее человечество, а миллиардные бюджетные ассигнования на, казалось бы, общественное благо представляются инструментом поддержания общественной деградации, установление господства институциональных норм и правил, в ущерб личной свободе, как единственной возможности человеческого существования. «Мы позволяем государству решать за других, какое образование им необходимо, а какое нет, совсем как в прежних поколениях устанавливали законы о том, что является священным, а что – светским»".
Автор: dmpokrov
Статья: Размышления о влиянии советского образования
Ссылка (часть 1): http://dmpokrov.livejournal.com/40059.html
Ссылка (часть 2): http://dmpokrov.livejournal.com/41698.html
Ссылка (часть 3): http://dmpokrov.livejournal.com/43369.html
Опытный учитель размышляет о советском образовании. Приходит к неутешительным выводам: "лучшее в мире" образование -- это миф.
Автор: Михаил Литвак
Статья: Командовать или подчиняться
Ссылка: http://nkozlov.ru/library/psychology/psychology4/
Известный психолог Михаил Литвак показывает, каким именно способом школа калечит отличников. Цитата: "Эту книгу я написал специально для Вечных Принцев, постоянно подающих надежды и постоянно не оправдывающих их (психологический портрет Вечного Принца дан в моей книге «Психологический вампиризм» (1997). Это отличники, которые, не столкнувшись с действительностью, блестяще окончив школу и институт, неплохо овладевшие специальными знаниями, вдруг затормаживаются в своем развитии. Их начинают обходить бывшие троечники, которые раньше еле-еле тянули в школе, были недоразумением в институте и бедствием в семье. К сожалению, Вечные Принцы, как правило. Королями не становятся".
Пожалуй, достаточно ссылок. Как видите, традиционная система насильственного обучения вовсе не является единственно возможным выбором. Существуют и альтернативы, причём не в теории, а на самой что ни на есть практике.
Разумеется, я понимаю, что несмотря на все эти ссылки меня наверняка назовут провокатором. Ну что же, пусть будет так. Полагаю, провокаторами называли и тех, кто впервые предложил отделить Церковь от государства и тех, кто впервые предложил отменить в школах телесные наказания. И, ставлю десять против одного, именно провокатором назвали того человека, который первым сказал, что женщины так же умны, как и мужчины.
Другими словами, когда меня называют "провокатором" -- это, в некотором роде, похвала. Это как минимум значит, что я интересно пишу о важных вещах.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →