Где малопьющий гражданин сталкивается с коррупцией чаще всего? Ещё вчера я бы ответил на этот вопрос однозначно: в местах проведения техосмотра.
Как известно, закон предписывает автомобилистам регулярно предъявлять к осмотру своих четвероколёсных друзей. Чтобы специально обученные сотрудники ГИБДД могли убедиться, что водитель никого не задавит из-за неисправных тормозов и никого не ослепит из-за косых фар.
Сама идея техосмотра, в общем, однозначно нужная. Так как ежедневно на наши дороги выезжают сотни тысяч моральных уродов, которые думают, будто способная ехать без эвакуатора машина — это исправная машина. Потом они, кстати, радостно пишут в своих дневниках, что АвтоВАЗ выпускает вёдра, а вот их «ласточка» два года уже ездит без единого обращения в сервис…
Впрочем, ладно, если вам нужна ненависть, это не ко мне. Посмотрите лучше видео вернувшегося Ебобата, они так и сочатся здоровым негативом:
http://www.youtube.com/user/MrEbobat
Я лучше продолжу про техосмотр. Так вот, техосмотр до недавнего времени проводился очень просто. У каждого водителя был липкий знакомый, которому можно было позвонить и сказать, что тебе нужен техосмотр. Знакомый перезванивал через какое-то время и говорил, куда можно подъехать за новым талоном техосмотра и сколько с собой захватить денег. Машину при этом, само собой, не осматривали вообще.
Дальше наши власти запилили систему обязательного фотографирования всех проходящих техосмотр автомобилей. После этого водителям пришлось уже всё же самостоятельно подъезжать в ГИБДД и потеть там в очереди. Однако деньги липким знакомым они всё равно отстёгивали: во-первых, чтобы стоять таки в отдельной очереди, а во-вторых, чтобы сотрудники ГИБДД закрывали глаза на запрещённую тонировку и прочие недокументированные шалости.
Логика при этом была простой. Если подъехать «честно», без взятки, надо будет убить в очередях день, при этом гаишники будут докапываться до каждой мелочи и, при известном везении, придётся ездить несколько раз. Если же дать денег «на лапу», то всё будет надёжно оформлено в течение часа-другого. Повторюсь, опытному водителю ехать на техосмотр без блата и в голову не приходило.
Так вот. Прошлым летом Путин ввёл годовой мораторий на техосмотры. А потом… передал техосмотр автомобилей в руки частных компаний, которые должны будут предоставлять свои заключения для выдающих полисы ОСАГО страховщиков.
Прочтя пару новостей об изменениях, я ничего не понял, и решил лично посмотреть на новые порядки, заехав по пути в гнездо ГИБДД на Руставели. Я ожидал, что там будет что-то типа справочного, в котором мне объяснят, что и как теперь происходит.
Действительность, однако, превзошла мои ожидания.
Очереди на техосмотр в здании ГИБДД не было вообще. Характерный служащий в окошке объяснил мне, что техосмотр стоит тысячу, что для него мне нужно будет предъявить знак аварийной остановки с огнетушителем, и что если я зафейлю, то повторный техосмотр обойдётся мне в пятьсот рублей.
Я дал своё согласие на эти условия, и он, забрав у меня документы, переадресовал меня в соседнее окно — в кассу. Из кассы меня направили уже на линию техосмотра, однако я не понял указаний кассирши и поехал к другой стороне здания, на выезд. По пути я осмотрел свой огнетушитель и осознал, что его срок годности кончился пару месяцев назад.
Покинув машину, я вернулся в здание, купил там свежий огнетушитель и получил более подробные инструкции — куда именно заезжать. Новых инструкций я тоже не понял. В итоге из дверцы высунулся осмотрщик и рукой показал мне направление движения. Объехав здание, я оказался на тестовой линии.
Первым делом у меня проверили стопы, габариты и остальные огни. Отмечу, кстати, что людей с неотрегулированными фарами, по совести, надо останавливать и жестоко пороть прямо в будке ДПС. У тех же, кто путает ближний свет с дальним, надо отбирать права: так как покупка прав законом запрещена…
Дальше я пустил за руль мастера, и он уже сам заехал на тормозной стенд, проверив по пути нормальную работу дворников. На тормозном стенде проверили передние и задние тормоза, потом машину подняли и внимательно осмотрели днище.
Отмечу, что машине у меня в этом году исполняется девять лет. Конечно, на осмотр в сервис я заезжаю не реже раза в пару месяцев, все неисправности устраняются сразу же после обнаружения… но всё же, повторюсь, машина далеко не новая. Придраться, при желании, можно было бы без труда. Хотя бы к её чистоте — мылся я несколько дней назад, и тонкий слой пыли машину уже успешно покрывал.
Тем не менее, придираться мастер не стал. Отметив, что Караван с пневмоподвеской он видит первый раз, мастер направил меня обратно в здание. В здании через пару минут мне выдали готовый талон техосмотра, вернули документы и разве что не пожелали счастливого пути.
Вся процедура — учитывая моё тупление и покупку огнетушителя — заняла 25 минут. Ни на какие взятки никто даже близко не намекал. Если учесть, что на обычный осмотр в сервисе я обычно трачу времени больше — даже по предварительной записи — я был реально в шоке.
Нет, я и так знал, что наши чиновники умеют работать пусть без фальшивых улыбок, но быстро. У нас таки не Грузия, на ровном месте взятки вымогают редко:
http://puerrtto.livejournal.com/237015.html
Но всё же у меня ещё свежи в памяти воспоминания об оформлении разрешения на оружие, когда черепахи в погонах заставили меня на ровном месте потерять несколько часов.
Вынужден констатировать факт: целой прослойке кормившихся на техосмотре коррупционеров придётся теперь искать себе настоящую работу. Так как заехать по пути в ГИБДД и пройти там техосмотр честно будет всяко быстрее и проще, чем платить кому-нибудь взятку непонятно за что.
Впрочем, возможно, я излишне оптимистичен? Или, может быть, порядки в солнечном Петербурге отличается от традиций других российских регионов? Если вы недавно проходили техосмотр и столкнулись с коррупцией — напишите, пожалуйста, об этом в комментариях.
PS: Пишите, пожалуйста, сразу город и время прохождения ТО.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →