Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Экспортирует ли Россия хоть что-нибудь, кроме нефти?



Принято думать, будто Россия окончательно подсела на нефтяную иглу, и будто с каждым годом шанс соскочить с неё становится всё призрачнее и призрачнее.

Давайте разберёмся, где здесь нас обманывают. Миша Crassus подготовил отличный аналитический материал, который я и представляю вашему вниманию.

Преамбула

Знания о российском экспорте у подавляющего большинства ограничиваются тем, что сей экспорт чуть более чем полностью состоит из нефти и прочих энергоносителей. Также известно, что денежная доля энергоносителей с каждым годом растет, составляя на первый квартал 2012 года целых 69%:

http://top.rbc.ru/economics/07/02/2012/636603.shtml

На основе этого делаются простодушные выводы: будто внешняя торговля пребывает в глубокой заднице, будто Россия не умеет торговать ничем, кроме нефти, и будто ситуация с каждым годом становится всё хуже и хуже. Короче, будто Россия в очередной раз Гибнет.

Однако я не встречал ни одного человека, который знал бы про экспорт что-то более детальное, чем эти «70% доли нефтегаза». Люди свято верят, что Россия — «сырьевой придаток мировой экономики». В качестве обоснования своего заблуждения они указывают на стабильное увеличение доли экспорта природных ресурсов. Дескать, доля экспорта природный ресурсов от года к году растёт и, следовательно, через несколько лет Россия уже не будет экспортировать ничего другого.

Что ж, давайте посмотрим, насколько эти страшилки близки к реальности.

I. Доля нефтегаза в экспорте

Для дотошных и педантичных — вот файл со всеми расчётами и исходными данными:

http://btspb.ru/PIC/ExportData.xlsx

Скачиваем файл, открываем вкладку «Доля экспорта нефтегаза». И… ясно видим, что денежная доля нефтегаза в экспорте стабильно растет. Казалось бы, на этом месте можно скорбно сморщить лицо и констатировать неминуемую Гибель России. Однако давайте спросим себя — каковы могут быть причины этого роста?

Для простоты рассмотрим пример с фермером, который выращивает на своем участке морковь и капусту, а недавно ещё и раскопал там нефть. Варианты изменения доли нефти в его экспорте могут быть следующими:

1. Фермер концентрируется на нефти, забивая на овощи. Цены на нефть стабильны.



Доля нефти предсказуемо растет. Через несколько лет нефть кончится, а овощеводство с такими тенденциями загнется. Фермер останется без источников дохода.

2. Фермер оставляет нефть одной из статей дохода, проводит модернизацию и увеличивает экспорт овощей. Цены на нефть стабильны.



Доля нефти предсказуемо падает. Как только кончится нефть, фермер останется с модернизированным парником и системой орошения, что позволит ему спокойно жить с торговли овощами. Доходы, конечно, упадут, но по миру он не пойдет.

3. Фермер на год отходит от дел, оставляя ферму управляющему. Модернизации нет, производство остается таким же. Цены на нефть выросли с $200/барр. до $300/барр.



Доля нефти растет при сохранении овощного сегмента в таком же рабочем состоянии, в каком он был до этого. То есть, экономика вообще никак не изменилась, а доля нефти увеличилась.

4. Фермер оставляет нефть одной из статей дохода, не увеличивает добычу, проводит модернизацию и увеличивает экспорт овощей. Цены на нефть выросли с $200/барр. до $300/барр.



Доля нефти растет при общем здоровье экономики. Причина роста доли нефти очевидна – рост нефтяных цен.

Вывод: доля нефти в денежном экспорте сама по себе не является показателем экономического здоровья. При изменении цен на нефть возможна ситуация, когда доля нефти растет, но при этом растет и экономика страны (вариант 4). А в ситуации из варианта 3 доля нефти растет, хотя изменений в экономике нет вообще никаких.

Теперь посмотрим на товарную структуру экспорта, чтобы понять, сколько же ящиков овощей и сколько баррелей нефти экспортирует Россия.

II. Объемы экспорта важнейших товаров

Открываем в скачанной табличке закладку «Экспорт важнейших товаров». Все экспортируемые Россией товары я поделил на три тренда по объемам экспорта: увеличение, стабильность, уменьшение.

Обратите особое внимание, что объемы экспорта здесь – это кубометры, тонны, штуки. Не доллары. В примере с фермером это ящики с овощами и баррели нефти, то есть реальные показатели тенденций в производстве.




Как видите, единственная «плохая» тенденция – это увеличение объемов экспорта нефтепродуктов.

Хотелось бы, конечно, экономить наши нефтяные запасы. Однако надо быть реалистами и понимать, что альтернатива продаже нефти — кредитное рабство в стиле Бориса Николаевича, со всеми вытекающими из него бонусами, типа регулярных девальваций. Просто так, за красивые славянские глаза, денег нам никто не даст, а без денег наводить в стране порядок будет, мягко говоря, непросто.

С другой стороны, как видно из таблицы, у нас хорошо идут дела по сырой нефти, газу, пшенице и древесине. Кроме того, мы имеем стабильное положение по ряду позиций.

Мутные пункты – уголь, черные металлы, чугун и медь. Где-то рост, где-то падение, доля в экспорте за последние 5 лет стабильна. Если кто в курсе темы, расскажите как правильно трактовать эти данные.

III. Откуда тогда увеличение объемов нефтегаза в экспорте?

В самом деле, откуда? Если у нас всё так хорошо, то какого же хлора доля нефтегаза выросла с 42,5% в 1995-м до 69% в 2012-м? Не верится, что дело только в скачках цен. Наверняка ведь причина в упадке экономики.

Открываем нашу таблицу Excel на вкладке «Товарная структура экспорта», начинаем разбираться.

Доля в экспорте – это некий процент. Следовательно, для увеличения доли нефти надо либо увеличить добычу нефти, либо увеличить стоимость нефти, либо уменьшить долю других экспортируемых продуктов.

Смотрим график долей групп продуктов в общем экспорте. Рекомендую скачать файл с исходниками и изучать график там.

Видно, что нефть растет сильно быстрее, давя собой остальные группы. Но что же происходит с этими «остальными группами»?

Смотрим график динамики экспорта в долларах.

Металлы, которые на графике долей вроде как падают, на самом деле вполне себе растут, но не так быстро как нефть. То же относится и к следующим по объемам группам – «химической промышленности» и «машинам и оборудованию». Получается, что рост доли нефтегаза идет за счет роста цен, а упадка в следующих по объему отраслях попросту нет.

IV. Погоди, но ведь ты сам признаешь, что объем экспорта нефтепродуктов растет. Вот она, причина роста экономики России!

Окей, давайте посмотрим, насколько важным было для роста нашей экономики увеличение объёмов экспорта нефтепродуктов. Открываем файл на вкладке «Экспорт при фикс нефтепродуктах».

Предположим, что Путин, придя к власти в 2000, наложил мораторий на увеличение объемов добычи нефти. При этом из структуры экспорта мы уже знаем, что объём экспорта сырой нефти фиксирован и так. Получается, нужно отследить объем экспорта нефтепродуктов.

В примере с фермером это был бы чистый вариант 4 (общий рост экономики + рост доли нефтянки за счет роста цен).

При таком раскладе падение в 2010 году составило бы 9,32% экспорта и 2,52% ВВП. В 2011 это было бы 9,65% экспорта. На апокалипсис никак не тянет, верно?

Подведём итоги

1. Доля нефтегаза в экспорте России действительно растет – это факт.

2. Единственная очевидная отрасль с негативной тенденцией (увеличением объемов добычи) – нефтепродукты.

3. По всем остальным отраслям тенденции положительные (например, газ и древесина) или нейтральные (например, сырая нефть, рыба или никель).

Есть пара отраслей, где у меня не хватает знаний, чтобы сделать правильный вывод. Но это в любом случае не нефтегаз.

4. Основная причина роста доли нефтегаза в экспорте – быстрый рост цен на энергоносители. При этом объемы производства по другим направлениям и не думают сокращаться. Падают только газ, лес и чугун, и лично я в этом ничего плохого не вижу.

5. Если бы объемы добычи нефти были заморожены в 2000-м году, то в 2010-м Россия не досчиталась бы 9,32% экспорта и 2,52% ВВП. Кому как, а мне не видно тотальной зависимости от увеличения объемов добычи.

Если вернуться к нашему примеру с фермером, то деятельность России в нулевые годы находится где-то в районе четвёртого варианта (общий рост экономики + рост доли нефтянки за счет роста цен), с той только разницей, что мы увеличиваем объемы добычи.

Согласен, лучше всего был бы чистый вариант 4, когда мы бережем природные ресурсы (этот вариант разобран выше). А ещё лучше – чтобы мы вообще от экспорта нефти никак не зависели, чтобы врачи изобрели лекарство от рака, и чтобы Виктор Цой с Элвисом Пресли восстали из мёртвых, дабы порадовать нас новыми песнями.

Увы, на данный момент экономика России зависит от нефти – это факт. Однако степень этой зависимости и, в особенности, состояние других секторов внешнего рынка – сильно преувеличены в худшую сторону.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 473 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →