Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Позорное поражение либерализма



Чем так страшен либерализм? Как правильно сказал Адам Смит, «заблуждения, заключающие в себе некоторую долю правды — самые опасные». Главная беда либерализма в том, что он действительно работает… при соблюдении всех необходимых для этого условий. Однако очень часто либерализм пытаются присобачить туда, где работать он не может и не будет.

Возьмём, например, убыточное градообразующее предприятие, которое выпускает уникальный товар. С точки зрения либерализма таковое предпритие надлежит закрыть, оборудование пустить на металлолом, а жителей ставшего ненужным города перевести в разряд беженцев.

При этом либералы обещают, что на новых местах все жители моментально найдут себе новую хорошую работу, и что где-то сразу же возникнет один или несколько заводов, производящих такой же товар и платящих налоги в казну.

Реально же после закрытия градообразующего предприятия жители города обычно нищают, а уникальная продукция, которую этот завод производил, начинает закупаться за рубежом — в странах, которые одной рукой дают деньги русским самопровозглашённым либералам, а другой рукой субсидируют и защищают пошлинами свои собственные предприятия.

Для нормальной работы либеральной модели экономики требуется соблюдение целого ряда условий. Идеально работающие законы, наличие по-настоящему прозрачной конкуренции, прочные таможенные барьеры на пути враждебного импорта… если же таковых идеальных условий нет, то либерализм может неподготовленную к нему отрасль экономики банально убить. Что, собственно, мы и наблюдали с вами в лихие девяностые.

Давайте посмотрим на итоги работы столь ненавидимой либералами корпорации «Ростехнологии», которая приняла из удушающей руки рынка самые нужные для России предприятия. Напомню, что эта корпорация была создана Путиным в 2007-м году, и в её состав входит сейчас около шестисот стратегически важных предприятий, на которых работает немногим менее миллиона человек.

1. Ижмаш

Производит автомат Калашникова и другое стрелковое оружие. 13 тысяч работников.

До Ростехнологий — резкий спад производства, вывод имущества в оффшоры. Полугодовая задолженность по зарплате.

С приходом Ростехнологий — финансовое оздоровление, консолидация имущества в одно юрлицо, платящее налоги «по месту прописки», в Удмуртии. Ликвидированы долги по зарплате, средняя зарплата увеличилась на 21%, до 16 тысяч рублей. Расширение рынков сбыта, рекорды по выручке и прибыли.

2. Вертолёты России

Первое место в мире на рынке военных вертолётов (23% рынка). 38 тысяч сотрудников. Выручка — 67 миллиардов рублей. Портфель заказов — 1500 вертолётов.

Ещё пять-семь лет назад вертолётная отрасль России была в упадке. Новые машины практически не производились, ресурсов на доработку старых моделей не было. Каму и Милю приходилось конкурировать с огромными монстрами, такими как Белл и Сикорски.

Теперь наша вертолётная отрасль сама стала огромной корпорацией, с которой уже тяжело конкурировать западным компаниям. Ресурсов на развитие хватает. Например, с приходом Ростехнологий вложено более полумиллиарда рублей в развитие производства вертолёта МИ-28Н «Ночной охотник». В 2010 году Минобороны получило 35 «Ночных охотников».

При этом, что важно, входящие в корпорацию КБ больше не конкурируют друг с другом, как это было до объединения, а производят именно то, на чём специализированы.

Добавлю, что средняя зарплата в «Вертолётах России» за 2010 год — 27 тысяч рублей. Чистая прибыль — более миллиарда.

3. Скартел (Йота)

Первая в России и одна из первых в мире компания, развернувшая сеть 4G LTE. Семьсот тысяч абонентов, общий объём инвестиций в сети — более трёх миллиардов рублей.

Про Йоту я уже много раз писал в блоге, любопытные могут вспомнить мои старые статьи о ней, например, вот здесь:

http://fritzmorgen.livejournal.com/377769.html
http://fritzmorgen.livejournal.com/397422.html
http://fritzmorgen.livejournal.com/427848.html
http://fritzmorgen.livejournal.com/487677.html

4. КАМАЗ

Выпускает 50 тысяч автомобилей и машинокомплектов в год. Количество сотрудников — 55 тысяч человек. Средняя зарплата — 21 тысяча рублей.

До Ростехнологий — убытки, долги и безблагодатность.

С приходом Ростехнологий — получение льготного кредита, возвращение ушедших ранее сотрудников, чистая прибыль в два миллиарда рублей по итогам 2011 года. Резкое сокращение чистого долга.

5. АвтоВАЗ

67 тысяч сотрудников, средняя заработная плата — 23 тысячи рублей.

До Ростехнологий — огромные долги, убыток в десятки миллиардов рублей.

С приходом Ростехнологий — соглашение с альянсом Renault-Nissan, разработка двух новых автомобилей, выход на чистую прибыль.

6. ИжАвто

Собирает 70 тысяч автомобилей в год. Пять тысяч сотрудников. Производство расширяется, создаются тысячи новых рабочих мест.

7. УОМЗ

Уральский оптико-механический завод. Выпускает медицинскую технику и разные оптические системы, в том числе и военные. Чистая прибыль за прошлый год — 50 миллиардов рублей. 3 600 сотрудников.

Инкубаторы для новорождённых УОМЗ снизили порог выхаживания с 1500 до 500 граммов массы тела младенца.

8. ВСМПО-Ависма

Крупнейший производитель титана в мире. Обеспечивает 40% титановых потребностей Boeing, 60% потребностей EADS, 100% — Embraer.

Выручка — 30 миллиардов рублей, чистая прибыль — три с половиной миллиарда. Девятнадцать тысяч сотрудников, средняя зарплата — двадцать тысяч рублей.

С приходом Ростехнологий благодаря увеличению числа заказов выросла выручка от экспорта. При этом 95% товара является инновационной продукцией.

9. Рособоронэкспорт

Лидер международного оборонного рынка. Сумма заказов компании на 2010 год — 34 миллиарда долларов. Половина объёма экспорта — военная авиатехника, остальное — вооружение сухопутных войск, морские вооружения и ПВО.

Количество сотрудников — 1500 человек. Средняя зарплата — 27 тысяч рублей.

9. Объединённая двигателестроительная корпорация

Разрабатывает и производит газотурбинные двигатели для самого разного транспорта. В структуру входит 10 предприятий общим оборотом более 5 миллиардов рублей.

10. Технология

Производит полимерные композитные комплектующие для авиации и космоса. Углепластиковые конструкции в пять раз легче и в четыре раза прочнее металлических.

Объём производства каждый год увеличивается на 25%. Средняя зарплата — 60 тысяч рублей. На предприятии работает 800 сотрудников научной сферы.

Как видите, картина везде вырисовывается примерно одинаковая. Заполучив в свои руки предприятие больших размеров и с многолетней историей, называющие себя либералами жулики потихоньку проедают советское наследство, сворачивая при этом производство и увольняя «лишних» сотрудников». Активы по-возможности распыляются и выводятся за рубеж.

Потом приходят «Ростехнологии», наводят банальный порядок в финансах, договариваются со смежниками, восстанавливают экономические цепочки и… происходит чудо. Вчера ещё депрессивное предприятие начинает не только давать реальную прибыль, но и развиваться стахановскими темпами.

Значит ли это, что ручное управление заведомо лучше либерального игнорирования проблем?

Нет, не значит. Либерализм имеет свои плюсы. Но есть нюанс. Пагубность «свободного» управления не была бы так хорошо видна, если бы у нас соблюдались законы. Однако в лихие девяностые на законы не клали болт разве что клинические имбецилы, а в двухтысячные годы предприятия были уже повязаны криминальными схемами так плотно, что освободиться от них без посторонней помощи не могли.

В такой ситуации любой либерализм противопоказан категорически. Если законы не соблюдаются, свобода неминуемо приводит к разграблению: что, собственно, мы на большей части наших стратегических предприятий ранее и наблюдали.

Ростехнологии же имеют достаточно сил, чтобы не только грамотно дёргать за экономические рычаги, но и чтобы жёстко рвать щупальца присосавшихся к предприятиям паразитов. Во время наведения порядка Ростехнологии возбудили 92 уголовных дела, по которым уже осуждены 10 руководителей заводов. Возвращено украденное имущество на общую сумму более 1 миллиарда рублей.

Замечу, что именно это я считаю реальной борьбой с жуликами и ворами. Так как на одного осуждённого приходится ещё как минимум сто жуликов, решивших завязать с коррупцией, пока не схватили за руку и их.

В качестве доказательства работоспособности этой схемы приведу две простые цифры. В 2009 году «Ростехнологии» получили совокупный убыток в 60 миллиардов рублей. В 2011 же году предприятия дали уже прибыль: в 46 миллиардов. Налоговые выплаты при этом увеличились в полтора раза, до 100 миллиардов.

В качестве контрольного выстрела напомню про образование. В то время как частный капитал — при всём моём к нему уважении — смотрит пока всего лишь на 3-5 лет вперёд, «Ростехнологии» могут себе позволить по-крупному вкладываться в институты и университеты. Корпорация создала в разных вузах уже 258 базовых кафедр для подготовки нужных ей специалистов. Кроме того, налажено сотрудничество более чем с 50 ПТУ.

Разрушенная в девяностые годы система сквозной подготовки специалистов — от старших классов школы до конкретного предприятия — восстанавливается.

Вкладываются ресурсы и в инновации. Например, если на научные исследования в 2009 году выделялось восемь с половиной миллиардов рублей, то в 2011 году уже вдвое больше — семнадцать миллиардов.

Подведу итог

Либерализм — хорошая теория, которая неплохо работает. При условии наведения полного порядка в законах и при условии тщательной подготовки предприятий к вхождению в большой рынок.

«Ростехнологии» выступают сейчас во вполне либеральной роли антикризисного менеджера: решив основные проблемы предприятий и подготовив их к свободному плаванию, «Ростехнологии» отпускают предприятия в открытую стихию рынка. После оздоровления предприятия либо выводятся на IPO либо, как это произошло с «АвтоВАЗом» и «КамАЗом», частично продаются крупному западному инвестору, имеющему большой опыт качественного управления подобными активами.

Финансовые результаты сейчас ясно показывают, что «Ростехнологии» движутся по верному пути. И особенно радует меня тот факт, что большие ресурсы снова начали выделяться на научные исследования. Опыт показывает, что самые полезные в жизни изобретения — такие как компьютер и Интернет — сначала изобретатся военными, и только потом перекочёвывают к штатским.

Я знаю, вы скажете мне сейчас, что всё это здорово, но работу следовало начинать раньше и работать следовало быстрее. Что в большой семье клювом не щёлкают, что наши конкуренты не спят, и что времени на модернизацию предприятий у нас осталось не так уж много.

Соглашусь полностью. Но… способов ускорить процесс наведения порядка я, увы, пока в упор не вижу. Так как способные на это профессионалы — типа того же Максима Кузюка из Ижмаша — штучный товар. Клонировать их земные технологии образца 2012 года не позволяют.

Если же назначать директорами стратегических предприятий восторженных дилетантов вроде Наганоффа, насквозь коррумпированных представителей «старой гвардии» или, упаси Г-дь, западных «специалистов», можно про любое оздоровление сразу же забыть. Так как на все эти варианты мы с размаху напоролись в девяностых, и так как последствия подобной кадровой политики мы залечиваем до сих пор.

Закончу словами Иосифа Виссарионовича. Это на Западе главная ценность — золото. У нас главная ценность — люди.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 606 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal