Вероятно, к составителям лозунгов пришли заказчики и попросили придумать лозунг, где были бы слова "Россия", "Путин" и "Победа". Ну а слово "план" в мозгах творческих людей и так всегда крутится. Вот и получилась смычка города и деревни: и план, и победа, и Путин, ну и Россия, конечно.
Впрочем, сегодня я хочу написать не об этом. А хочу я написать о перекрёстке, перед которым я стоял несколько минут, прежде чем мне удалось перейти улицу и оказаться поближе к этому плакату.
Время было примерно три часа дня, и перекрёсток был нерегулируемым. То есть, светофор там был, но он мигал жёлтым, показывая, что его нет. И за эти несколько минут, пока я ждал удобного момента перейти на другую сторону дороги, я увидел аж две аварийные ситуации.
Сначала какой-то интеллигентного вида мужчина на белой шестёрке полез поворачивать со второстепенной дороги налево, и чуть не подставил крыло стритрейсеру, который ехал разогнался по главной на своём ржавом опеле.
А ещё через три минуты женщина средних лет на маленьком форде легла грудью на гудок и не дала проехать большому чёрному свежевымытому крайслеру.
Риторический вопрос -- сколько аварий в месяц происходит на этом перекрёстке? Очевидно, гораздо больше, чем могло бы быть, если бы светофор работал. Спрашивается, зачем же этот светофор отключили? Логику гаишников понять несложно.
"Движение на улицах не особо оживлённое, и может возникнуть ситуация, когда водители будут терять время, останавливаясь на красный свет. Так почему бы не сэкономить по тридцать секунд каждому водителю, и не отключить светофор?"
Логично? Вполне логично. Однако на практике, как видите, никакой экономии времени не происходит. Те, кто едет по главной дороге, вынуждены снижать скорость и объезжать водителей, высунувших морды со второстепенной. Ну а те, кто едет по второстепенной дороге, стоят по несколько минут ожидая возможности проехать. Попавшие же в ДТП теряют не то что несколько минут, а, как минимум, несколько дней.
Короче, никакой экономии не получается. Как известно каждому опытному управленцу, рационализатор платит дважды.
Если бы светофор на том перекрёстке работал, конечно, какие-то машины стояли бы на красный свет "напрасно", пропуская пустоту. Зато время ожидания гарантировано не превышало бы тридцать секунд. Ну и ДТП, разумеется, случались бы на порядок реже. Давайте задумаемся, неужели гаишники сами всего этого не понимают?
Полагаю понимают. И не нужно быть волшебником, чтобы прочесть мысли гаишников по этому поводу.
"Все проблемы происходят из-за того, что водители нарушают правила. Кто-то едет сто двадцать вместо шестидесяти. Кто-то нетерпеливо вылезает вперёд, хотя должен стоять и пропускать. Вот если бы водители соблюдали ПДД, время бы действительно экономилось"
И в самом деле. Мы знаем, что, например, в Германии подобная оптимизация замечательно работает. И если бы на этом перекрёстке стояли немцы, все проезжали бы в строгом порядке, быстро и абсолютно безопасно.
Так что же, получается, во всём виноваты нерадивые водители? Лично я не согласен с этим утверждением. И я хочу показать слабое место в рассуждениях сотрудников ГИБДД. Оно заключается в том, что в их планах водители должны вести себя так, как они себя в реальной жизни не ведут.
Приведу пример из восьмидесятых годов прошлого века. Помните, в общественном транспорте стояли роботы-контролёры? Работали они так: опускаешь в прорезь несколько копеек, поворачиваешь круглую пластмассовую ручку и отрываешь себе билетик. Никто не следит опустил ли ты мелочь, или оторвал билетик на халяву. Да и не проверяет никто особо эти билетики.
Кстати, лирическое отступление. Дамы, пропустите, пожалуйста, синий абзац ниже, там грязная история не для нежных девичих ушек.
Лет так пятнадцать назад один толстый бородатый программист поделился со мной тайным знанием. Как подтереть задницу трамвайным билетиком, если известная потребность застанет вдали от туалетной бумаги. Запоминайте порядок действий.
1. Билетик складывается пополам и ещё раз пополам.
2. Уголок посередине отрывается и откладывается в сторону.
3. Билетик разворачивается, в дырку посередине просовывается палец.
4. Получившейся фигурой -- палец с надетым на него билетиком -- вытирается задница.
5. Отложенным уголком вычищается говно из-под ногтя этого пальца.
Вернёмся в восьмидесятые. Почему люди не платили за проезд, когда их никто не контролировал? Потому что они сволочи и гады? Отнюдь. Просто так устроены были граждане СССР -- большинство людей платило за проезд только тогда, когда нельзя было не заплатить.
А эта конструкция с самообслуживанием была рассчитана на каких-то других людей, которые платят за проезд даже тогда, когда никто не видит.
Кстати, знаете, почему в Германии до последнего времени было так мало "зайцев" в общественном транспорте? Мне рассказывали, что в этом виноват Гитлер. При Гитлере, оказывается, за безбилетный проезд расстреливали.
Так вот. В том, что за проезд совесткие люди не платили виноваты те, кто попытался заставить их платить в режиме самообслуживания. Нельзя винить советских людей в том, что среди них было мало немцев.
Проведу аналогию. Представим себе, что мы соберём бригаду токарей с завода Зил, и отправим их на обучение в Японию. Но переводчика не выделим -- дескать, пусть так учат. Как полагаете, будут виноваты токари в том, что ничего не поймут из лекций на неродном языке?
Точно также и пассажиры трамваев СССР не виноваты в том, что любили экономить по 5 копеек за проезд. Виноват в обилии зайцев был тот, кто решил сэкономить на кондукторах, и проигнорировал привычки своих соотечественников. Очевидно, что никакой экономии не получилось -- на безбилетных зайцах страна теряла гораздо большие суммы, чем на зарплатах кондукторов.
И водители, которые не умеют быстро и безопасно проезжать нерегулируемые перекрёстки также не виноваты в том, что они устраивают пробки и бьют свои машины. Виноват тот неведомый сотрудник ГИБДД, который решил сэкономить время водителей, напрасно рассчитывая на их ответственность.
Подведу итог. Некоторые всё усложняют, чтобы оптимизировать трату ресурсов. Они неправы. Другие всё упрощают, чтобы не было места для ошибок. Они также неправы. На самом деле, при установке правил нужно смотреть на людей, и делать так, чтобы они могли эти правила соблюдать.
Один и тот же перекрёсток нужно делать нерегулируемым в Германии, где водители хорошо подготовлены, и делать регулируемым в России, где водители подготовлены плохо.