Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Авгиева таможня



В рамках пропаганды нарождающихся гражданских объединений, пиарю сообщество по народному контролю за таможней:

http://www.facebook.com/pages/SHITamozhnya/141377265950485?sk=wall

Таможня стремительно становится в России узким местом. Сейчас это уже очевидно.

Так уж получилось, примерно десять лет назад я возил разное барахло из Финляндии, начиная от подержанных компьютеров и заканчивая подержанными автомобилями — всё в рамках закона, естественно. Больше всего тогда меня в нашей таможне раздражали очереди, в которых можно было провести час, а можно было провести и день.

Злили меня очереди неимоверно. Однако мозгом я таки понимал, что таможенный заслон на пути импорта всё же необходим. Так как если бы мы разрешили, например, беспошлинный ввоз старых иномарок из Германии, АвтоВАЗ бы, скорее всего, тупо умер бы. А ведь АвтоВАЗ и его многочисленные смежники — это уже целый миллион (!) россиян.

Ну а если бы мы уничтожили, открыв дорогу импорту, всю нашу промышленность целиком, что бы у нас тогда осталось? Миллион обслуживающих «трубу», десять миллионов, обслуживающих обслугу трубы и 130 миллионов маргиналов, кое-как существующих на подножном корму? Даже по сравнению с лихими девяностыми эта любезная либеральным сердцам картина выглядела настоящим апокалипсисом.

Так вот. Тогда, десять лет назад, я считал таможню необходимым, но не особо страшным злом. Я полагал, что даже если у нас таможня перестанет пропускать грузы вообще, это пойдёт России только на пользу: отечественный производитель получит мощный стимул к развитию.

Сейчас, однако, я вижу, что нашим производителям проблемы с импортом… мешают производить. Чтобы производить разные хитрые приборы нужны резисторы, диоды и прочая электронная мелочёвка из Китая. Так как в настоящее время эта мелочёвка идёт месяцами, и так как в настоящее время таможенники требуют заполнения отдельной бумажки чуть ли не на каждый резистор, нашему производителю приходится туго.

Мы живём в глобальной экономике, и работать исключительно на русских деталях уже невыгодно. Заводам нужны немецкие станки. Автопроизводителям нужны японские запчасти. Строителям нужна шведская техника. И чем проще и быстрее наши производители смогут всё это получать, тем нашей экономике будет лучше.

Обратите внимание: я не говорю сейчас, что надо снижать пошлины до нуля. Как раз стоимость в импорте, уверен, не самое важное. Надо уменьшать время прохождения таможни, таможенные риски и количество необходимых для оформления бумаг. То есть, надо делать нашу таможню честной, чистой и прозрачной.

Проблема, однако, в том, что нельзя вот так просто приказать «с этого дня не берём взяток и не мурыжим грузы месяцами». Точнее, приказать-то так можно, да вот только приказ этот выполнен не будет.

В то время как я сновал челноком в Финляндию и обратно, разные попытки очистить авгиевы конюшни таможни предпринимались постоянно. Вешали видеокамеры, ставили наблюдателей, сажали и увольняли, постоянно перемешивали смены, чтобы взяточники не могли договариваться друг с другом… всё было тщетно. Оборотни, как тараканы, демонстрировали феноменальные способности к выживанию.

На долгое время я смирился с нашей таможней как с неизбежным злом. Я думал, что правильные реформы, типа отмены глупых деклараций для автомобилей туристов, будут идти крайне медленно и встречать ожесточённое сопротивление системы.

Сейчас же я всерьёз полагаю, что проблема непроходимости нашей таможни вполне может быть успешно разрешена. И решить эту проблему можно как раз… через общественный контроль.

В самом деле — в истории с Владивостокской таможней всё сработало нормально. Таможенники выложили в Интернет коррупционное видео, поднялся скандал, таможенников призвали к порядку. Следующий раз таможенники очень крепко задумаются, прежде чем так наглеть.

Если общественность будет реагировать на все косяки таможни, и потревоженные общественностью чиновники сверху будут бить оборотней по головам — постепенно ситуация выправится.

Нахамила девушка в окошке? Выложили историю в сообществе, историю прочёл начальник смены, сказал девушке «ай-яй-яй». Украли из фуры пару ящиков товара во время прохождения осмотра? Выложили историю в сообществе, приложили скан заявления в полицию. Ворам стало нехорошо на душе.

Сейчас — спасибо Рунету — власти реагируют на любые скандалы быстро и оперативно. Я считаю, надо этим пользоваться. Уверен, что в перспективе ближайших двух-трёх лет мы вполне способны серьёзно изменить ситуацию на таможне к лучшему.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 254 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →