При этом мой соотечественник вёл машину очень аккуратно, правил не нарушал и аварийных ситуаций не создавал. Единственно, издал злобный сигнал, когда впередистоящий на светофоре немного замешкался.
И подумалось мне следующее. Вот я разные правила нарушаю часто и грубо, а пристёгиваюсь почти всегда. Потому что жить я люблю, и жизнь моя мне дорога. А этот товарищ -- моя прямая противоположность. Правила старательно соблюдает, но вот жизнь свою, похоже, ни в грош не ценит.
Возможно, именно поэтому-то и бомбит он в своём возрасте на ВАЗ 2106?
Ладно. Продолжим наше общение с покойным Челпановым.
Глава 4. Логические категории и отношения между понятиями.
Начинается глава с перечисления десяти Аристотелевых категорий. Насколько я понял Георгия Ивановича, эти категории -- это самые общие, корневые классы всех понятий. Вот список:
1. Субстанция (substantia);
2. Количество .(quantitas);
3. Качество (qualitas);
4. Отношение (relatio);
5. Место (ubi);
6. Время (quando);
7. Положение (situs);
8. Обладание (habitus);
9. Действие (actio);
10. Страдание (passio).
Вы, наверное, полагаете, что сейчас Челпанов пробежится по списку и скажет несколько слов по каждой категории? Я тоже так думал. Однако Георгий Иванович ограничивается простым перечеслением.
Лично я же хочу сказать пару слов за десятую катерогию -- "Страдание". Довольно показательно, что именно слово "страдание" является русским аналогом слова "пассивность". В нашей культуре принято считать, что тот, "кого ебут" -- страдает. И это простое соответствие слов -- "Страдание" и "passio" -- отлично иллюстрирует это мнение.
Впрочем, с моей точки зрения, приравнивание пассивности к страданию не так уж лишено смысла. Пассивные, покорные, ведомые люди редко бывают счастливы. Человек по природе своей активен. В хорошем смысле этого слова.
Ладно. Возможно эти 10 категорий уже успели устареть со времён Аристотеля. Потому что, как сказано в учебнике,
В новейшей философии в качестве наиболее общих классов мыслимого философы различают вещь, свойство, отношение.
То есть, какое бы понятие мы ни взяли, это будет или вещь, или свойство, или отношение.
Вещь -- утверждает Челпанов -- это нечто, что имеет постоянство формы. Например, гроб сегодня имеет ту же самую форму, что и вчера. Нам представляется, что такую форму он будет иметь и впоследствии.
Однако это определение -- "постоянство формы" -- лично мне кажется нелепым. Например, понятия "мелочность" или "толще" также не меняются во времени. Имхо, вернее было бы сказать, что вещь -- это нечто, что имеет форму.
Вещи имеют свойства, совершают действия, и находятся в состоянии. Например, гроб -- чёрный, гроб -- лежит, и гроб -- новый.
Одна вещь может относиться к другой вещи. Например, левое ухо может быть толще правого. Это пространственное отношение. На левом ухе могут вырасти волосы. Это, имхо, будет причинное отношение -- именно ухо послужило причиной волос, в том смысле, в котором слово "причина" употребляют философы. И, наконец, ухо может вырасти раньше, чем зубы. Это будет временное отношение.
Вот, в общем, и всё, что говорит Челпанов про категории. Переползём теперь к отношениям между понятиями.
1. Подчинение понятий
Это когда одно понятие входит в объём другого. Например, понятие "презерватив" подчинено понятию "резиновое изделие". А понятие "вино" подчинено понятию "спиртное".
2. Соподчинение понятий
Это когда сразу несколько понятий входят в объём одного. Например, понятию "наркотик" соподчинены понятия "героин" и "кокаин".
3. Равнозначащие понятия
Это когда речь идёт про одно и то же, но по разным поводам. Например, когда мы говорим "редкостный гондон" и "начальник отдела закупок" -- мы имеем в виду одного и того же человека, то есть, объём понятий одинаковый. Однако содержание понятий разное. В понятие "редкостный гондон" мы вкладываем содержание "жаден" и "болтлив". В понятие "начальник отдела закупок" мы вкладываем содержание "принимает решение о закупке лосятины" и "распоряжается месячным бюджетом в 5 000 долларов".
4. Противные и противоречащие понятия
Начнём с противных понятий. Возьмём группу малолетних преступников, и выстроим их по росту на уроке физкультуры. На разных концах шеренги будут самый низкий и самый высокий гопник. Так вот. "Самый низкий гопник" и "Самый высокий гопник" -- это противные понятия. То есть, противные понятия -- это понятия, которые находятся на разных концах некой шкалы.
Надо заметить, что не все понятия имеют противные им понятия. Челпанов тут приводит в качестве примера понятие "голубой", как не имеющее противного понятия. Вероятно, Георгий Иванович просто не знает, кто такие голубые.
Полагаю, Георгий Иванович имеет в виду, что цвет "голубой" стоит в середине радуги, и соответственно, не является крайним.
Теперь про противоречащие понятия. Разобъём наших хулиганов на две группы -- мальчиков и девочек. Если ребёнок не является мальчиком -- он является девочкой, и наоборот. "Мальчик" и "девочка" будут противоречащими понятиями.
5. Скрещивающиеся понятия
Скрещивающиеся понятия -- это понятия с разным объёмом, но частично совпадающим содержанием.
Например, понятия "алкоголики" и "тунеядцы" -- скрещивающиеся. Не все алкоголики являются тунеядцами и не все тунеядцы являются алкоголиками. Однако есть значительная группа людей, которые являются одновременно и алкоголиками и тунеядцами.
6. Несравнимые понятия
Это понятия, у которых нет общего родового признака. Например, "слон" и "логарифм".
Тонкий момент -- может создаться впечатление, что через задницу мы можем сравнить любые понятия. Например, мы можем сказать, что в слове "слон" четыре буквы, а в слове "логарифм" -- ровно в два раза больше. Однако на самом деле это не так. Почему это не так -- читайте пояснения sredni_vashtar вот здесь.