Френд zero-kg, который некоторое время учился в США, сделал несколько пояснений к вот этой статье Пола Грэма про ботанов.
Я взял на себя смелость собрать здесь мысли zero-kg о школах, в которых он учился: в Кыргызстане и в США.
Нарезка из комментариев zero-kg:
Немного о себе. Сам я выигрывал олимпиады школьные по химии, районные по физике и городские по информатике в школе, но ничего в основном не помню. Универ бросил на третьем курсе, хотя учился на стипендии бесплатно в престижном вузе, так как скучно было. Бизнесом начал заниматься с 18 лет, и универ мне мешал, но по настоянию родителей, которые хотели, чтобы я получил диплом, поступил на заочный и не ходил в универ вообще, кроме защиты дипломной и ГАК, все разводил. Диплом с тех пор не доставал из шкафа.
Я учился в США в 3-х разных школах, в 2-х штатах и мне лично показалось, что там система еще хуже чем у нас, в том плане что там еще больше принуждения и ограничения свобод.
Говоря о иерархии, у нас в Кыргызстане, гораздо более сильное ранжирование, чем в Москве. Например, почти все ученики владели блатной лексикой, отвечали за базар, дрались толпа на толпу. Каждый нормальный пацан дрался хотя бы несколько раз, были кастеты и прочее и прочее, и это была обычная хорошая школа. Всяких фриков или ненормальных, особенно гомосеков пиздили. Могли запросто устраивать драки 50 на 50 человек. Все знали кто к какому району принадлежит.
В Америке толерантность гораздо выше чем у нас, там всяких фриков никто в основном не трогает. Никому в основном нет до тебя дела, каждый держится в своем private space (личном пространстве). Хотя были gangs и перестрелки с участием автоматического оружия на районе между подростками, но это в тех районах где негры и латиносы преобладают и в крупных городах. А так там для nerds (ботанов) рай, у нас ботанов могли и загрузить на сигареты деньги и жвачку и все такое.
Хотя я сам хорошо учился, но у меня были хорошие друзья и дрался и все прочеее и с девочками все было ок, так что в общепринятом смысле не был ботаном. Я думаю что еще не хватает у ботанов это смелость пойти на физическую конфронтацию, и в этом ключевом моменте они падают вниз, так альфы-самцы давят и тут не столько интеллект, а сколько древний инстинкт иерархий, который развит у животных и передался нам по наследству. Можешь посмотреть работы по этологии Дольника.
Дети в Америке живут в очень ограниченном мирке. Как это понять? В большинстве городов -- представьте до города 5-6 км в лучшем случае, потому что все живут в suburbs (огромные деревеньки вокруг городов). Автобусов, троллейбусов нет. Жилая многоэтажка в городе, это ужас для неудачников, которым пугают детей. Соответственно, транспорта нет. Дети в этом полностью зависят от родителей, перемещения более чем на 1 км представляют проблему.
Дети знают других детей только на 5-6 домов от себя, каковы шансы что там попадется одногодок? В гости к друг другу ходить американцы не любят, это у них так часто скорее как у нас похороны. Дети в основном общаются с друг другом только в школе. Школа длится 6-7 часов как минимум и 12 лет всего.
Школы делятся на 3 вида:
- High: старшеклассники (про них писал Пол Грэм в своей статье)
- Middle: 4-7 классы
- Elementary: 1-3 классы
Это разные школы, которые физически расположены в разных районах. Поэтому у младшеклассников нет шансов встретиться со старшеклассниками.
Ученик выбирает 6 предметов, которые им преподают каждый день в течение полугода-семестра. Так что расписание одинаковое каждый день. Есть список обязательных предметов, которые должны пройти все, есть по выбору. В один класс могут попасть дети разного возраста, в пределах школы.
Большинство новых школ построены как бункеры без окон, везде в классах, даже в столовой искусственный свет. Окна, видите ли, отвлекают от учебы. За посещаемостью следят строго и жестко, проверяют каждого и если его нет звонят родителям. Такого как прогулы практически нет, наказание жесткое - пропуски нельзя наверстать или пересдать - это по-любому влияет на оценку.
Даже будь ты гений, но пропускаешь - получи D. У них оценки ABCD по 100 бальной шкале 100-80 А и так далее.
Большинство контрольных это multiple-choice тесты где помечаешь квадратики напротив правильного ответа. Потом все контрольные пропускают через машину-сканер и она автоматически ставит ответы. Учителя меньше парятся. На эти контрольные отвечать очень легко, так как там уже содержится правильный ответ.
Насчет свободного посещения. Я думаю, можно сделать так: родители приводят своих маленьких детей в школу, но дети могут заниматься там чем хотят, хотят играют, хотят учатся. Маленькому ребенку можно будет гулять по школе, и рано или поздно ему станет интересно что-нибудь, и он начнет повторять за другими детьми.
Это работает. О такой школе, где детей учат играть на скрипке в 3 года, можно почитать в книге бывшего главы Sony Масару Ибука "После трех уже поздно" (www.lib.ru/KIDS/after3.txt).
Цитата оттуда:
"Двух- и трехгодовалых детей часто против их воли каждый день приводят за руку на уроки скрипки к доктору Сузуки. Они с любопытством оглядываются, прыгают и резвятся в коридоре и совсем не интересуются скрипкой. Если родители пытаются заставить их учиться музыке, то все подобные попытки кончаются слезами и истериками. Дети начинают ненавидеть скрипку. Их бурная реакция объясняется тем, что в этом возрасте у них просыпается самосознание и чувство собственного "Я", которое не терпит никакого насилия.
Поэтому вначале доктор Сузуки позволяет детям делать все, что они хотят, но не допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух-трех месяцев ребенок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждет, чтобы нетерпение ребенка достигло апогея и только тогда дает ему первый урок. Период подготовки у всех детей разный. Самый долгий - 6 месяцев."