Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Извращённое удовольствие

Моя соседка по городу Любовь Кузнецова пишет, что искусство должно радовать. Или, как минимум, не раздражать. Цитирую:

http://katoga.livejournal.com/2087612.html

«Сразу вспомнилось, как нас однажды занесло на выставку молодых „дарований“ в Питере. Так вот там центральной экспозицией был стул с развешенной на нем старой рваной половой тряпкой. Назывался этот „монумент“ — „Дырища“.

И вы не поверите — куча народа ходила вокруг и всерьез (!) обсуждала данное „произведение“. „Продвинутые критики“ находили столько всякой „подоплеки“ творения, что я реально стала сомневаться: „или лыжи не едут, или я… не такой как все“.

А сейчас я вам скажу даже более крамольную вещь — и можете кидаться в меня тапками. Для меня и „Черный квадрат“ — не искусство.

Я не хочу смотреть на черные квадраты, тряпочные дырищи и картины из фекалий. Я хочу, чтобы все мои рецепторы получали наслаждение от увиденного, услышанного, понюханного, пощупанного».

Это была, если что, реакция на вот эту статью о современном искусстве:

Помоги себе сам

TRENDDRIVERS BY VW POLO

Помоги себе сам

Марина Леонова о том, как приходится молодому художнику в Лондоне

Добавила trenddrivers, 1 апреля 2011 в 14:21

Теги: Art, London, trenddrivers, vw_london



Процитирую оттуда два абзаца:

«Мода на современное искусство сегодня вытесняет интерес к самому искусству. Все абстрактное, смазанное, непонятное и странно названное вызывает у людей автоматический восторг, в то время как понимание смысла и значения работ отодвигается на второй план. В прошлом году мой друг нарисовал депрессивную картину в черных тонах, с кровью и языками пламени.

Когда его спросили, о чем эта картина, он ради эксперимента, сказал, что она о девочке и голубе. Смешно, но некоторые люди поверили, задумчиво стали чесать подбородок и пытаться разглядеть очертания девочки и голубя на картине, хотя кроме кроваво-черной „размазни“ там по задумке автора ничего не было, потом они долго „ахали“ и говорили о гениальности идеи и высоком искусстве».

Как мы помним, примерно так оценивал искусство и Никита Хрущёв. Когда в справке КГБ о художниках-абстракционистах Хрущёв прочёл, что они чуть ли не поголовно являются гомосексуалистами, он в сердцах воскликнул: «да вы же ещё и пидарасы»! Как будто нетрадиционная сексуальная ориентация была всего лишь завершающим штрихом к абстракционизму…

Лично я считаю, что чёрные квадраты и белые писсуары — это очень важная часть современного искусства. Два месяца назад я подробно излагал свою позицию вот здесь:

http://fritzmorgen.livejournal.com/370010.html

Тем не менее, поднятый Любовью вопрос очень важен. В самом деле — должно ли искусство быть приятным для глаз и ушей? Или же мы от вида искусства должны страдать, очищая себе душу посредством удерживаемой внутри рвоты?

Ответ далеко не так очевиден, как кажется на первый взгляд.

Когда мы приходим в ресторан — мы ведь ожидаем там непременно вкусной еды. Если же повар-модернист подаст нам тарелку гниющих нечистот, мы вряд ли будем в восхищении заламывать руки и восклицать «как это тонко, месье». Мы гневно нахмурим нос, оденемся, и выйдем на свежий воздух.

Почему же художники позволяют себе потчевать нас инсталляциями из фекалий? Пусть оставят эти пахучие эксперименты для своих лабораторий искусствоведов, ага?

Можно, разумеется, включить Капитана Очевидность и сказать, что арт-галерея — это не ресторан. В арт-галерее можно всё. Слово же «ресторан» ведёт свои корни от французского «restaurant», в примерном переводе — «место, где можно подкрепиться и восстановить свои силы». Следовательно, никакие мешающие процессу подкрепления вольности в ресторане неуместны.

Однако это будет лукавством. Почему мы должны страдать в одном месте и наслаждаться в другом? Кто дал право секте искусствоведов устанаваливать эти нелепые правила?

На самом деле, конечно же, принципиальной разницы между рестораном и арт-галереей нет. Не люди должны служить искусству, а искусство людям. Арт-галереи должны нести нам радость… по крайней мере, некоторым из нас.

Возьмём, например, кофе. Разбирающиеся люди пьют кофе без сахара и молока. При этом пьют они арабику — которая имеет довольно кислый вкус. Если такой кофе попробует какой-нибудь любитель «Нескафе-три-в-одном», он сморщится после первого же глотка. К правильному вкусу надо ещё привыкнуть.

Так и с искусством. Творения современных художников — статуи инопланетян из фекалий и макеты гигантских влагалищ из несвежих простыней — у непривычного к искусству человека вызывают отвращение. Настоящий же ценитель прекрасного находит современное искусство ничуть не менее восхитительным и возбуждающим, чем, скажем, картины Исаака Левитана или Фернандо Ботеро.

Возможно, вы скажете мне, что удовольствие от современных картин могут получать только люди с больным мозгом, извращенцы?

Что же, отчасти это так. Достаточно вспомнить древних греков и римлян, чтобы составить верное представление о моральном облике настоящих эстетов. Но тут уж нам надо выбирать. Или толстая кожа или гибкий мозг — одно из двух.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 509 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal