Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Школа: воспоминания отучившихся

Коллеги! Я собрал из разных мест те воспоминания отучившихся, которые показались мне интересными.

После чтения этих постов может сложиться впечатление, что школа -- это место, где пытают и мучают детей.

Отчасти, несомненно, так оно и есть. Но не забывайте, что я был предвзят, когда составлял эту подборку. Я отбирал только те мнения, которые выставляют современную школу в невыгодном свете. Сделайте на это скидку.

Возможно, Вы захотите что-нибудь возразить. Пожалуйста, прежде чем это делать, прочтите разбор аргументов школозащитников, который я выложил вот здесь.

iris_sibirica 

Я не могу долго сердиться и злиться на что-то, но школу до сих пор вспоминаю с омерзением и ненавистью.

korgimama   

Совершено согласна. Ну, то есть - полностью. Мне школа не принесла НИКАКОЙ пользы. Читать и считать я умела еще до школы. Художественную литературу в бешеных количествах проглатывала без всяких школьных наставлений (благо, дома была огромная библиотека и родители научили читать в 2,5 года).
Знания генетики и биологии в целом - по собственному желанию на кинологических курсах, на которые бегала с радостью.
Из точных наук, изученных в школе, не пригодилось НИЧЕГО.
Вот ВГИК и психфак - это польза, да. )
Помню ощущение потерянного времени в школе. Лучшие годы. Огромное количество времени, просиженного в идиотской обстановке тупости и зубрежки.
Идиоты - учителя, да еще идеологическая "совковая" тема с комсомолами итп.
Очень жаль потерянного времени.
Не хочу отдавать ребенка в школу.

emilysaaen   

Полностью согласна с вышесказанным. Поэтому сбежала из вышеозначенного учебного заведения при первой же возможности, т.е. официально я - неуч без единой корочки (%

По той же причине (дискомфорт и отсутствие какой-либо реальной пользы) не стала поступать в прочие учебные заведения. И детей своих не намерена отдавать в эту мясорубку, а собираюсь заниматься их воспитанием и обучением сама. Что им дадут озлобленные люди, которые не смогли поступить в экономические и юридические вузы, а в педагогику пошли от безысходности? Неуверенные в себе переростки, самоутверждающиеся за счёт тех, кто меньше и слабее? Да, есть в образовательной системе учителя по призванию, четверых я даже видела собственными глазами и обожала их занятия, и имена помню до сих пор. Но ведь их единицы среди этой массы с дикими совершенно представлениями о том, что такое развитие, мышление, знание...

Никогда не забуду, как меня, левшу, били по рукам указкой (ага, а потом с распухшими пальцами в музыкалку). Этот общий ненавидящий взгляд, когда первой выходила сдавать диктанты, сочинения, контрольные. Вызовы к доске за невнимательность - потому что всё, что вещал преподавалеть, уже давно прочла на каникулах в прошлом году. И ни один - ни один! - из тех, кто меня вызывал для показательной моральной порки, не ответил на простейшие вопросы по своему же предмету! И училась я не в одной и не в двух школах, а в двенадцати... То есть это не некий оазис терроризма, а повсеместное явление.

ellenium   

Школа довела меня до психиатра. Когда в тебе пытаются подавить личность, когда пытаются насильно вбить то, что мне никогда не пригодиться и когда тебя ненавидят все - от первоклассников до учителей, почему теперь стоит удивляться, что я невротик? Сейчас с образованием что-то вроде делают, но куда это всё приведёт?

machlachlen   

Ольга, знаете, за что я не люблю школу? За то, что она на долгое время отбила у меня интерес к классической литературе. Это уже теперь, не из под палки, а по доброй воле перчитав Чехова, Достоевского и Булгакова, я понимаю, что русская литература - одно из немногих явлений, которым мы можем реально гордиться. О. Басилашвили однажды справедливо заметил, что не знает, как бы мы жили, не чувствуя за своей спиной Пушкина или Грибоедова. Однако тогда, в школе, когда нас заставляли читать все эти книги, нам ещё и навязывалась чужая точка зрения, наиболее политкореектная, сначала в условиях советского режима, а теперь при нынешнем порядке.
Напоследок могу привести спор, который возник у нас однажды в классе. Мы пытались вспомнить, почему же всё таки фамилия убийцы старухи-процентщицы была Раскольников. Самые отличники, которые что-то читали, полагали, что он был выходцем из старообрядцев. Другие считали, что человек, расколовший своим топором череп другому человеку, просто не может носить другую фамилию. Ну а большинство склонялось к тому, что всё дело в следующем: раз сознался в содеянном, то есть раскололся, значит Раскольников.
Что нам там говорила учительница литературы, никто вспомнить так и не смог :-(

kotm   

Я был отличником до пятого класса.

Каждый урок я тянул руку. Меня не вызывали. А зачем вызывать того, кто и так все знает? Его можно вызвать только показательно, когда уже список двоечников закончится. Разумеется, это не способствовало ни росту уважения от одноклассников, ни моему дальнейшему желанию тянуть руку.

Еще каждый урок я большую часть времени ждал, пока то, что я понял в самом начале, учитель сможет объяснить остальному большинству. Это прекрасно способствовало развитию невнимательности и лени.

А еще меня ни разу не награждали похвальными грамотами на общей линейке. То грамот «не хватило», то в списки «забыли» внести... Потом грамоту все-таки давали, но так, втихую. Кажется, за какой-то класс грамоту вообще забыли дать. Причина была проста — я относился к детям «верующих» родителей, и не поддавался воспитательной работы. Я не вступал ни в октябрята, ни в пионеры. А комсомол, слава Богу, до моего «призывного» возраста не дожил.

По сути дела во время учебы в университете (и после окончания) я заново учился учиться. И опять же во время учебы в университете очень много времени ушло на получение совершенно ненужных мне знаний, равно как и в школе.

Кто-то возразит: «Да разве бывают ненужные знания??» Бывают, отвечу я. Если человек совершенно не пользуется какими-то знаниями в течении определенного периода (например, 5-10 лет), то эти знания имеют обыкновение полностью забываться. А значит время, потраченное когда-то на их изучение, было потрачено совершенно бессмысленно.

indigo_child   

Я пришла в школу, умея нормально читать. Меня почти весь первый класс заставляли читать по слогам, потому что остальные детишки "не успевают". Я стала читать в несколько раз хуже.

У меня была врожденная грамотность. Я сдова запоминаю фотографически - один раз посмотрев на слово, всегда помню, как оно правильно пишется. Меня заставляли учить правила орфографии. Из-за этого у меня грамотность слетела до троек. А правила я все равно забывала, потому что не пользуюсь. Так что еще ловила двойки за ответы у доски.

Мне никогда не давалась математика. Поэтому я проводила по пять-шесть часов за домашними заданиями, плюс меня еще "подтягивали" после уроков. За все время обучения в школе это - месяцы потраченного впустую времени, которые я могла бы применить с куда большей пользой.

Я сейчас учу заново всю историю, потому что не помню ни рожна. Потому что надо было только выучить и забыть после контрольной, а думать было не надо.

К девятому классу у меня был разговорный английский. Но в десятом на замену нормальному преподавателю пришла тупая корова, которая заставляла нас зубрить наизусть диалоги из учебника и которой я десяток раз со словарем в руках доказывала, что она неправильно произносит слова, неправильно употребляет предлоги и ее знания о состоянии языка устарели 30 лет назад, когда она выпустилась из своего гребаного педвуза, поскольку с тех пор она ничему не училась. Мы платили значительные для нас деньги за репетитора, потому что я поступала на художественный перевод, а тупая корова не могла меня подготовить даже к однодневной поездке в Нью-Йорк за гамбургерами, не то что к языковому факультету.

Я очень любила учиться, взрослые мою любовь поощряли. К 11-му классу мне от обучения хотелось, простите, блевать... Гении, конечно, пробьются. Гении пробьются даже вообще безо всякой школы.

А вот большая часть детей - заработает себе покалеченную психику и кранты природным задаткам.

Моя подруга - небездарная актриса. Но, вот проблема: дисграфик. Поэтому она считает себя тупой, раз (ей так и говорили: туповатая ты какая-то, девочка, как слово пишется не можешь запомнить), испытывает павнический страх при необходимости публично себя демонстрировать, два. У нее даже обмороки на кастингах были. Этой, которая меня правилам орфографии учила, а ее тупой называла, похрен. Она до сих пор в школе детей учит. А у девчонки карьера несколько раз срывалась на ровном месте. Но это так, издержечки... Гении - они пробьются. А все проблемы - от того, что дети сами учиться не хотят, ага. Леность мозга, угу.

Социализация - это нужная вещь. К сожалению, вместо социализации у нас в школе прививают социофобию. Понимаете?

mindbreake   

Вы забыли упомянуть низкую зарплату учителей и их озлобленность.
Я 4 года назад закончил 9кл. образование, и благодарю господа за то, что он придумал колледж и возможность уйти туда без аттестата о полном школьном образовании. Помню только 2 хороших учителей, которые хотя-бы любили свой предмет, детей и относились достойно к своей работе. Остальные по любому случаю гнобили учеников, развивая детские комплексы и ненависть к школе. Сейчас у меня складывается впечатление, что работают в школе исключительно отбросы, которые не смогли устроится на более перспективную работу, и от осознания этого факта они постоянно срываются на детях.

cotopaxi   

А ещё, кстати, проблемы со здоровьем у тех, кто послабее.
У меня, например, со втрого класса хронический гастрит, который жив до сих пор. Спасибо школьным столовым.
И наши чудесные парты, ага. Как благотворно они воздействовали на позвоночник.

darthdimius   

По поводу социальной среды. Школа очень часто помещает ребенко совсем не в ту социальную среду, которая подходит ему. Очень часто умненьким но хилым детям приходится общаться со здоровенными дебилами. У которых недостаток ума компенсируется злоровенными кулаками. Ребенок постоянно терпит унижения от глупых здоровенных лбов, которые ему просто завидуют и от этого приобретает кучу комплексов, но это лишь одна из граней школьного социального общения.

Многие мои знакомые, помимо всего прочего во время обучения в школе, научились пить водку, нюхать клей, курить травку (кому чего), некоторых уже нет в живых.

maerry   

Хотелось бы сказать ещё кое-что по поводу социальной среды, в которую помещает школа, а именно - по поводу формулировки "общение со сверстниками". Простите мой цинизм, но ребёнок будет общаться с детьми примерно полтора десятка лет (в принципе, можно округлить до двух) - и то не всё время с детьми, а "немножко с детьми, множко - со взрослыми". А потом всю оставшуюся жизнь (я по умолчанию полагаю, что она длинная) - со взрослыми. Так простите, столь ли важно общение именно со сверстниками?

Как Вы и отметили, может быть, важнее общение с "интеллектуальными сверстниками"?

silence2night   

Можно долго спорть, но... я ушёл из школы на стадии 9 класса (в колледж) и, честно говоря, жалею даже о тех 9 годах. Мне ничего оттуда не нужно, 9 лет я занимался разрушением мозга бесполезной хернёй, которая в этот мозг вдалбливалась только для того чтобы выветриться без следа на следующее утро после экзамена.

Реально полезная информация едва ли составила 10% от того, чем пришлось замусорить сознание.

heavywave   

всё что я вынес из школы можно было ужать в примерно 100 раз
ну на крайний случай одного урока на 45 минут в день было бы БОЛЕЕ чем достаточно

за 11 лет в школе меня нихрена не научили как писать грамотно
зато за 40 часов занятий с хорошим преподавателем вывели меня в разряд лучших как раз по русскому языку

другой вопрос что у меня сейчас нет ни малейшей необходимости писать грамотно по русски, ввиду вторичного использования языка

hombregris  

Правильно писать меня научила отнюдь не школа. Я и правил то не помню. Правописание обычно появляется само в результате обильного чтения. Читать меня тоже не в школе научили, я до школы это умел. Приучили читать много правда таки силой (поначалу, потом сам втянулся), но усилиями родителей, а не школы.

Седьмой-восьмой классы я прогулял процентов на 70, но благодаря пи%дюлям от отца прошел всю двухгодичную прогамму за 1 месяц май перед экзаменами и сдал почти все экзамены на 5. В девятом-десятом правда это не повторилось, так как отец забил. Что впрочем не помешало поступить в институт и закончить его с пятерками по профилирующим предметам (по предметам, которые я считал не важными таки одни трояки).

Сейчас, через 10 лет после окончания института, могу сказать что не помню практически ничего ни из школы ни из института. По моей субъективной оценке - школа мне дала очень мало, если вообще что-то дала. Про институт так не могу сказать. Институт мне дал много, хотя кое-что было явно лишним.

the_lilith  

>Одна книжка по географии, которую ученик с интересом прочтёт сам, даст гораздо больше, чем весь школьный курс.

в 11-14 лет, я прочла несколько книг Джеральда Даррелла, Конрада Лоренца и какие-то научно-популяные о бактериях, вирусах, вакцинациях, книжку о редких и исчезающих видах животных, что-то о насекомых... прочла и перечла все что Иван Ефремов написал, проглотила несколько занимательно-"исторических" книжек В. Яна (про Александра Македонского и татаро-монгольское иго), прочла несколько статей из "Энциклопедии юного астронома" и журналов "Наука и жизнь"; всего Купера, Майн-Рида и Жюля Верна, которого смогла найти.

этого было вполне достаточно чтобы поражать своими невероятными познаниями и эрудицией преподавателей биологии, истории, астрономии, не говоря уже о соучениках... в старших классах на уроках истории и географии я обычно была единственным человеком, который мог рассказать о культуре североамериканских индейцев что-то кроме того, что они охотились на бизонов, а еще у них были томагавки :) или без полуминутной паузы показать на карте Эквадор... при этом учебники я читала внимательно только в том случае, если заставляли зазубривать текст :) кстати, ни одного правила русского языка кроме "жи-ши" не помню. но пишу более-менее грамотно. школа здесь тоже ни при чем - я просто прочла много-много книг.

к сожалению интересных книжек про математику мне вовремя не попалось. единственным предметом, к которому у меня не было никаких способностей и интереса изначально, но потом проперло, оказалась химия. но там преподаватильница была чем-то вроде гения и ее троечники сдавали химия на пятерки при поступлении в ВУЗы. но, несмотря на то, что я начала понимать химию, никакого интереса она у меня не вызвала.

безусловно, если в обычных школах буду преподавать подобные гении по всем предметам, то польза от этого будет колоссальная! но в условиях нехватки учителей-гениев "шведская парта" представляется более результативным вариантом. давать некий базовый уровень знаний в математике, русском и т.п. на уровне класса пятого-шестого, а дальше добро пожаловать на шведскую парту.

northern_witch  

Хммм... Я сознательно забивал на школу. В результате школьная команда ЧГК, капитаном которой я был, новосколоченная из таких же раздолбаев из белорусской провинции как и я, не тренируясь специально, только на своём, не только и не столько школой заданном кругозоре, показала отнюдь не геройский, но на удивление ранее недостижимый для маленького городка, лучший по области результат.

mindbreake  

Я был относительно нормальным ребенком. В 5 классе за 3 дня прочитал весь курс за год. За 3 недели осилил весь школьный курс по учебникам.
У меня было 5 детских энциклопедий, рассказывающих популярно биологию, физику, географию - я их все прочитал не на 1 раз еще в 2-3 классе. В 15 лет откуда-то взялся интерес к психологии, после к философии - начал изучать, но уже не по учебникам.
А школу я ненавижу, и базовые знания мне не нужны и не разу не пригодились.

bersuk  

Школа - отстой. Когда я был в младших классах, схватывал все на лету, много читал, контрольные решал параллельно с тем как учитель еще диктовал условие задания.
И знаете что? Меня перестали спрашивать на уроках, совсем. Потому что ответ всегда был готов и верен. Для ребенка это был страшный стресс. За два последующих года мотивация учиться _школьной_ программе пропала в ноль, потому что знания не находили вообще никакого применения. Увлекся своими хобби и забил на школу. Вот вам личный пример как работает эта гребаная уравниловка, вместо того чтобы помочь вырваться еще выше, учителки подрезали крылья.

ага. как-то даже неуютно становится, когда понимаю, насколько мало знаний мне дала именно школа...

the_lilith  

я училась с шести лет, в так называемом "подготовительном" классе. в наших диких местах подобное практиковалось впервые, четкой программы не было. мои родители узнали об этом классе только в середине учебного года и привели меня туда аж в январе месяце. уроки длились по 35 минут (перемены 25), четыре-пять уроков в день. как после выяснилось, учительница выдала нам программу до середины второго класса! и мы без труда усвоили. мне правда потребовалось около месяца, чтобы нагнать остальных, а дальше я училась очень неплохо, получив знания за полтора учебных года в течение всего пяти месяцев :)

судя по этому интересному опыту, то чему учат детишек в первые три года школы, можно без потерь качества выучить за год. и еще два-три языка добавить. только вот что родители будут делать с детьми в освободившееся время, ума не приложу :))

lokifuego  

На своём опыте я могу сказать, что многое из того, что я знаю сейчас никак не связанно со школой. Даже если говорить об институте, то несмотря на то что я работаю по своей специальности, большую часть знаний по финансам я приобрёл только после того, как начал работать. И именно тогда, когда я начал заниматься самообразованием я понял многие вещи, которые в институте не мог понять (хотя я время от времени старался).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 276 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →