Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Почему фотография является искусством



Был в на днях в гостях у гениального Кирилла Кузьмина — одного из лучших фотографов Москвы. Принял (в качестве фотомодели) участие в его проекте «чёрно-белые фото блоггеров».

Одну из моих фотографий вы можете видеть на картинке к этому посту, остальные фото лежат вот здесь:

http://bw.moscow-photo.com/2011/02/fritzmorgen.html
http://kuzmin-kirill.livejournal.com/101843.html

Я считаю, этот проект — хороший повод поговорить на тему искусства.

Вот, допустим, «Подсолнухи» Ван Гога — это искусство? Однозначно, да. А супрематизм Малевича — картины, состоящие из разноцветных четырёхугольников? Наверное, тоже да. А знаменитый «Чёрный квадрат» того же Малевича?

Тут далёкие от искусства люди начинают уже сомневаться. Дескать, как же «Чёрный квадрат» может быть искусством, если подобный квадрат может нарисовать любой ребёнок? Наивные полагают, будто ценность картины определяется временем, которое художник провёл, орудуя кистью.

Такие люди обычно сильно возмущаются, когда хороший зубной врач берёт с них несколько тысяч рублей за 15 минут работы. «Если вам это доставит удовольствие, я могу удалять зуб не 15 минут, а два часа», — отвечают на такие претензии стоматологи…

На самом деле, конечно же, произведение искусства может быть сколь угодно простым. Спасибо великим художникам-географам двадцатого века, которые тщательно наносили на карту искусства новые и новые территории — теперь мы знаем о границах прекрасного гораздо больше.

Например, благодаря Марселю Дюшану мы знаем, что обыкновенный белый писсуар, на который художнику заблагорассудится обратить своё внимание — это тоже искусство. Скажу больше: произведением искусства при определённых условиях может стать абсолютно любой предмет, любой звук и любой запах.

Однако было бы большой ошибкой считать, что раз искусством может являться всё что угодно, то никакого искусства нет. Конечно же, оно есть. Вся хитрость в том, что судить об искусстве по внешним признакам — бессмысленно.

Искусство можно уподобить волшебной таблетке, приняв которую человек начинает воспринимать мир иначе. Пока таблетка не съедена — это всего лишь крошечная невзрачная шайба с выемкой под отвёртку посередине. Когда же ценитель искусства эту таблетку принимает перорально, у него в голове взрывается целый фонтан эмоций и вопрос «искусство или нет» отпадает сам собой.

При этом та же самая таблетка съеденная невежественным дикарём ровно никаких чувств у него не вызовет. И дикарь, сморщившись, будет негодовать — «квадрат-шмадрат, вы не абстракционисты, а пидорасы».

Ладно. К чему я клоню?

В беседах о фотографии мне часто приходится слышать, как искусство фотографии высокомерно называют ремеслом.

Это неправильно. Конечно, фотограф должен уметь завалить горизонт в нужную сторону и отрегулировать баланс белого. Но это не главное. Главное — это сильные и глубокие чувства, которые вызывают у людей сильные фотографии.

Именно эти чувства ставят лучших фотографов в один ряд с Полем Гогеном и Пабло Пикассо.

PS. Читайте в «Русском Пионере» мою новую статью, «Кто убил телевизор»: http://www.ruspioner.ru/ru.php?id_art=2359

PPS. На Первом Канале вышла та самая «Пусть Говорят» про киберунижение. Я появляюсь там в качестве эксперта, примерно на 36-й минуте: http://www.youtube.com/watch?v=eoNio2PLjYc

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 602 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal