Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Неверный ход



По поводу висящих в Топе Олега Дерипаски и его «крепостных» (ссылка).

Почитал комментарии, поразился комментариям в ключе «бизнес есть бизнес». Нет, коллеги, это ни разу не бизнес. Нормальным здоровым бизнесом в этой истории с отбором квартир и не пахнет.

Я, конечно, довольно мелкий предприниматель. Но за десять лет работы я уяснил твёрдо — нельзя брать людей за яйца и нельзя загонять людей в угол. Плохо заканчивается.

Если вашему товарищу срочно нужны пять тысяч рублей, чтобы выкупить автомобиль у гаишников, не стоит одалживать ему деньги под 100% в день.

Если вы случайно стали свидетелем тайного совокупления вашего знакомого с домашней козой, не следует потом напрягать его разными просьбами.

Если вы поймали своего сотрудника на мелкой краже, не нужно ставить его перед выбором — отработать бесплатно полгода-год или отсидеть бесплатно тот же срок в тюрьме.

Почему?

Да потому что люди, которым вы будете выкручивать руки, будут вас потом ненавидеть. Гнилые рассуждения на тему «а я мог бы и ещё хуже сделать», сочувствия в душе ваших жертв не найдут.

Возможно, в крупном бизнесе всё иначе, не знаю. Но мне всё же кажется, что Дерипаска сделал неверный ход.

Это только на первый взгляд всё логично — пока работаешь на заводе, живёшь в общежитии. Уволился с завода — освобождай комнату. Но… Дерипаска ведь завод не строил. Он завод купил. А предыдущие владельцы обещали людям квартиры в собственность. И рабочие были уверены, что квартиры принадлежат им. Цитирую статью:

«Даже мысли не было, что могут быть какие-то проблемы. У нас была в собственности двухкомнатная квартира, но не очень большая — 60 метров. Стоял в очереди на расширение площади — дети у меня разнополые. Наконец дождался — завод предложил квартиру 100 квадратов. Но сказали, за нее надо отдать свою квартиру. Обмен как бы. Так и сделали. Теперь оказалось, что старое жилье мы потеряли, а новое получили уже на птичьих правах. Собственник-то завод, а мы – арендаторы. Захотят — поднимут нам плату, захотят — вообще выселят…»

В то, что рабочий сознательно обменял квартиру в собственности на большую квартиру в аренду — я не верю. Такого рода обмены только в СССР практиковались.

Скорее всего, было ровно так, как рабочий рассказывает: завод пообещал квартиру, документально своё обещание зафиксировать не удосужился, потом сменился собственник, а новый собственник обещания предыдущего решил не выполнять.

Помните историю с закрытием завода Олега Дерипаски в Пикалёво?

Тогда, в общем, я его понимал. Бизнес есть бизнес, работать в убыток — большой грех. Скажу больше: государству, на мой взгляд, следовало не давать тупо денег на продолжение работы завода, а построить хорошие автобаны до соседних городов, в которых жителей Пикалёво обещали трудоустроить.

Сейчас же я Олега Дерипаску в упор не понимаю. Жителей Краснотурьинска, очевидно, прокинули с квартирами. Схема классическая — собственник сменился, следовательно, есть удобный повод по старым долгам не платить. При известном старании, полагаю, даже можно все суды выиграть.

Но… у обманутых рабочих-то не по десять квартир. На одного рабочего приходится одна квартира. И куда ему с семьёй идти, если его из этой квартиры выгонят? Вешаться?

Обратите, пожалуйста, внимание на важный нюанс. Если бы рабочие требовали у Олега Дерипаски, например, содержать бесплатную поликлинику, я бы их требования не поддержал. Люди — не рабы, следовательно, кормить их Олег Дерипаска ни разу не обязан. Однако и выселять людей из их собственных квартир — это тоже ни разу не хорошо. Даже, повторюсь, если юристы говорят, что можно.

Я считаю, что «социальная ответственность бизнеса» — это не разноцветные детские площадки, не пафосные мероприятия для ветеранов и даже не содержание планово-убыточных предприятий.

«Социальная ответственность бизнеса» — это значит вести себя порядочно. Своего не отдавать, но и чужого не брать.

Я не знаю, насколько там по закону всё чисто. Подозреваю, не очень чисто — в подобных ситуациях документы обычно оформляются весьма неряшливо и с нарушениями законодательства.

Зато я точно знаю, как изменится моё отношение к Олегу Дерипаске, если он этот вопрос с квартирами оперативно не урегулирует.

Меня последние дни несколько раз спрашивали — что же такого особенного в сносе Собяниным московских ларьков. Ведь ларьки уродливы — почему бы их и не снести?

Вот, пожалуйста, практически аналогичная ситуация. Казалось бы, что такого в выселении рабочих с семьями из квартир? В лесу ведь они жить не будут. Переселятся к родственникам или халупу какую-нибудь за городом построят, ага?

Общее в сносе ларьков и в выселении из квартир — нарушение обещаний. И то, что эти обещания в обоих случаях давал «прежний собственник» — ни разу не оправдание. Бизнесмен должен уметь брать на себя ответственность, даже если у него есть возможность по-чиновничьи сделать вид, что он тут не при делах.

Поэтому если Дерипаска продолжит отбирать квартиры у своих сотрудников, я, пожалуй, перестану считать его своим коллегой бизнесменом. Я буду считать его именно что высокопоставленным чиновником, типа нового мэра Москвы Собянина.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 474 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal