Про самоненависть у предпринимателей

После революции 1917 года большевики стали для «бывших» купцов и для нэпманов кем-то вроде братков из наших лихих девяностых. Отличие было в том, что бандитам ельцинской эпохи были нужны только деньги: обычно они грабили, убивали и вымогали только из жадности, при этом с оглядкой на риски получить «ответку» или сесть в тюрьму. Большевики закона не боялись, так как они были властью, а кроме того, большевики были голодными до крови и фанатично ненавидели людей дела. Коммунисты считали себя кем-то вроде чистильщиков, призванных освободить планету от неправильных людей.
Есть старый анекдот: «Чтобы наступило счастье, хорошие люди должны собраться вместе и убить всех плохих людей». Для большевиков это был не анекдот.
Понятно, что даже среди фанатичных большевиков были «нормальные», то есть те, кто всего лишь презирал непролетарские сословия, считая для них достаточным наказанием унижение и нищету. Некоторые коммунисты (таких было немного) были ещё добрее: стремились «перевоспитывать» неправильных людей, обращать их в свою веру. Наконец, по отношению к иностранцам действовали принципиально иные правила: иностранных буржуев в СССР уважали, считали за равных, старались даже умаслить, чтобы те согласились с коммунистами торговать.
Репрессии против «бывших» продолжались всё время правления Ленина и Сталина, а после смерти Сталина стало полегче. Дурное и несправедливое отношение осталось, но методы несколько смягчились.
Так вот, у самоненависти современных нам предпринимателей есть две основные причины.
Во-первых, они хотят быть «хорошими», чтобы их одобряли в обществе. Им кажется, будто в России живёт некий лапотный «народ», который терпеть не может «барыг» и «торгашей». Также они надеются, что если наденут шапку с надписью «СССР», то станут как бы своими, и тогда «народ» простит им их грех: продажу булочек. Ну, это как белый американец, который идёт целовать ботинки в БЛМ, надеясь сойти за своего в побеждающей, как ему кажется, группе.
Маскировка под своего предпринимателям не помогает — да и белым американцам тоже, если уж на то пошло. Шариковы ненавидят предпринимателей в любом виде, какую бы шапку те ни надевали — хотя бы потому, что у бизнесмена вон сколько денег, а он не делится, из-за чего шариковым приходится царапать горло дешёвой водкой. Кроме того, на любителя СССР начинают косо смотреть его коллеги по бизнесу, так как тот пытается примкнуть к враждебной группе, которая пытается предпринимателей истребить: ограбить до нитки и отправить вместе с семьями в трудовые лагеря. Наконец, шариковых просто мало. Они громкие и крикливые, но если посмотреть в процентном отношении, то русский народ безусловно за капитализм, причём с годами люмпенов становится в процентном отношении всё меньше.
Это было «во-первых»: предприниматели в шапках «СССР» хотят выглядеть хорошими. Во-вторых, многие предприниматели просто не знают истории, так как советские учебники нахваливали большевиков, а из российских поленились хотя бы удалить вражескую пропаганду. Поэтому многие предприниматели верят в байки про сталинские артели (ха!), которые якобы были нормальным бизнесом, только «для людей», и думают, будто до артелей в СССР был НЭП, когда коммунисты бизнес даже поощряли.
Про артели мы много раз говорили раньше. Если коротко: нет, ничего похожего на бизнес в артелях не было. Коммунисты управляли артелями сверху примерно так же, как современные корпорации управляют своими филиалами. Вообразите сетевой магазин «Корзиночка». Вот сталинская артель — именно такой магазин, только прозябающий, запущенный, вусмерть зарегулированный приказами сверху и с копеечными зарплатами. Кстати, самым распространённым типом артели был… колхоз. Официально колхозы так и назывались: «сельскохозяйственная артель».
Теперь про НЭП. Действительно, на протяжении нескольких лет в СССР действовала политика НЭП, разрешающая частным лицам вести небольшой бизнес. Как раз в это время нашу страну посетил Дэн Сяопин, который так впечатлился НЭПом, что перешёл на эту систему в Китае в 1978 году. Собственно, нынешняя экономическая система Китая — это и есть слегка модернизированный НЭП.
В СССР, однако, в конце 1920-х годов Сталин НЭП прикрыл, причём в своей любимой иезуитской манере. Он поднял налоги до уровня, когда нэпманы начали массово разоряться, при этом после разорения нэпманы не могли просто пойти работать служащими: за неуплаченные налоги (которые физически невозможно было заплатить) их сажали в тюрьму. В общем, тут тоже обсуждать особо нечего, всё это хорошо известно.
Менее очевидно, что на протяжении всей истории СССР коммунисты усиленно разжигали ненависть к предпринимателям: вот прямо начиная с детских сказок и мультфильмов. Период НЭП, когда вести малый бизнес можно было легально, исключением не стал.
Вот, например, карикатура «Торгаши», 1924 год (ссылка). Два очень толстых торговца с фамилиями «Хамов» и «Кулаков» обсуждают, как один из них продал кому-то за 16 рублей товар, который был куплен за 1 рубль 25 копеек.
А вот карикатура «Школа 1-й ступени», где изображено здание ОГПУ (предшественника НКВД). Это тоже 1924 год (ссылка). Под картинкой стихи одного из главных советских разжигателей ненависти, Демьяна Бедного:
Уставились на Гепеу нэпманёнков двое.
— Это что за здание такое? —
Спросил нэпманёнок Сеня
У нэпманёнка Яши.
— А это школа 1-й ступени
Для моего папаши!
А вот плакат «Петиция», это 1925 год (ссылка). На плакате издеваются над «лишенцами» — купцами, священниками, прочими представителями «бывших» — которых в СССР сделали париями, запретив им голосовать, лишив многих гражданских прав и резко осложнив трудоустройство. Из текста следует, что «бывшие» якобы выступают против рабочих: в частности, что бывшие якобы возмущены тем, что рабочие лечатся на курортах.
Это очень типичный элемент советского розжига. В пропаганде коммунисты утверждали, будто купцы и предприниматели — идейные враги рабочего класса, которые хотели бы рабочих по возможности истребить, а если не получится, то как минимум максимально ухудшить им жизнь. Коммунисты даже делали плакаты, на которых буржуй (непременно толстый, как партийный работник) втыкает в рабочего и крестьянина копьё (ссылка) — видимо, чтобы оставить свои заводы без рабочих рук.
В реальной жизни, разумеется, предприниматели заботились об улучшении условий жизни рабочих — в том числе и санатории для рабочих устраивали (пример). Были бесплатные санатории, были платные, но вполне доступные рабочим по цене (пример). После революции 1917 года зарплаты и уровень жизни рабочих резко упали. Восстановиться до уровня 1916 года удалось только при Хрущёве, причём не по всем показателям.
Розжиг ненависти встроен практически во все советские книги для детей и юношества. Читатели, к примеру, посоветовали мне недавно книгу про этикет некоего товарища Орлина. Казалось бы, уж тут-то могли бы поучиться у «бывших»… Но нет, каждые несколько страниц идёт ядовитая вставка с ложью в адрес предпринимателей или капиталистов. Вот, к примеру, про социалистическую торговлю:
Социалистическая государственная торговля отличается от капиталистической не только тем, что она не находится в частных руках, но и тем, что вся ее природа, все содержание иные. Работники магазина обязаны вести себя в соответствии с правилами приличия и разными распоряжениями, предписывающими любезное, учтивое и честное обслуживание покупателей. Сознательный работник знает, что в социалистической торговле недопустимо набавлять цены, недовешивать, продавать худший товар за лучший, оказывать предпочтение какому-нибудь одному покупателю. Неверно, например, выставить в окне несколько штук отобранных фруктов, а продавать фрукты качеством хуже.
Или, скажем, популярные в СССР «уральские сказы» советского агитатора Бажова. Берём наугад «Две ящерки». Главный отрицательный герой, разумеется, предприниматель, которого товарищ Бажов выставил мелочным, лживым, жестоким, трусливым и подлым рабовладельцем — непримиримым и последовательным врагом рабочих.
Бажов, кстати, был заслуженным коммунистом, боролся против России аж с 1905 года. Однако в 1933 году его обвинили по доносу в присвоении партийного стажа и отправили в опалу. Тогда Бажов начал писать книгу о строительстве Краснокамского бумажного комбината, но получилось, как в аниме: Бажов писал страницу за страницей, а героев строительства тем временем увозили чёрные воронки. В итоге большая часть персонажей оказалась врагами народа, и книгу пришлось положить в стол.
Следующий раз за Бажовым пришли в 1937 году: в то время он писал книгу про некую революционную дивизию. Командир этой дивизии оказался врагом народа и поехал в лагеря, где чуть позже был расстрелян, а Бажова задело по касательной: он отделался увольнением и исключением из партии. Вот в это-то время, сидя без работы и без денег, питаясь с огорода у своей родственницы, Бажов и начал писать сказки про дореволюционных предпринимателей — видимо, рассудив, что вымышленных персонажей уж точно в качестве врагов народа не разоблачат.
Наконец, добавлю для иллюстрации типичный советский диафильм — про молдавских батраков «Пэкалэ и Тындалэ» (ссылка). Внутри стандартный советский розжиг: молдавские батраки устраиваются к глупому, жадному и трусливому помещику, а тот якобы им не платит за работу.
Забавно тут, что в реальной жизни было с точностью до наоборот: при помещиках в Молдавии батраков кормили от пуза, а потом пришли коммунисты и принесли с собой голод. Цитирую из воспоминаний Евфросинии Керсновской (ссылка):
В субботу, 9 июля, у нас в Цепилове был митинг. Я не пошла: была занята прополкой свеклы, что росла на опушке леса.
Издалека до нас долетали взрывы смеха, галдёж. Изредка свист.
Вечером ко мне пришли несколько пареньков.
— Ой, смеху было! Собрались мы. И вот приехали какие-то начальники. Стали всяко-разно говорить: «Мы вас освободили, раскрепостили. Теперь у вас будет новая, счастливая жизнь! Вот у нас в колхозах получают даже по 2 килограмма на трудодень». Мы чуть со смеха не повалились! Чтобы мы за 2 килограмма хлеба работали, да на своих харчах! Тогда выступили Спиридон Мотрук и Леня Волченко. Они бедняки: ни кола ни двора — им и говорить ловчее. Их-то никто не попрекнёт, не заподозрит! «Да что вы, — говорит Спиридон, — зачем мне ваши 2 килограмма в колхозе? Я пойду косить к нашей барышне и получу 50 килограммов в день. И накормят меня пять раз от пуза, а вечером кварту вина вдобавок!» И все поддержали: «Верно, — говорят, — не нужно нам ваших двух килограммов! Мы своим курам больше насыпаем!» На том и кончилось…
Подведу итог
На всём протяжении истории СССР, включая период НЭПа, коммунисты обильно и целенаправленно раздували зоологическую ненависть к предпринимателям. Начинали с диафильмов и детских сказок, чтобы ко взрослому возрасту уже прямо качественно промыть мозги.
Но если вы думаете, будто всё это — дела прошлых лет, и что по мере выхода на пенсию выпускников советских школ проблема разрешится сама собой, то у меня плохие новости для вас. Советских разжигателей ненависти, включая упомянутого Бажова, до сих пор проходят в школах. Конкретно «Две ящерки» включены в список для внеклассного чтения за 4-й класс.