Повышение налогов и мессенджер МАХ

Настроения в моём офлайновом круге общения меняются.
Ипэшники на удивление спокойно восприняли резкое ухудшение условий для малого бизнеса: кто был лоялистом, остался лоялистом, а кто фрондировал-навальнировал, продолжил в том же духе, но без дополнительного надрыва. Аполитичные предприниматели просто пожали плечами: дескать, да, нам снова подкинули расходов и головной боли, но ничего хорошего от этих затейников мы и не ждали. В целом, полагаю, средний уровень поддержки властей упал на 0–15 пунктов, в зависимости от того, насколько сильно повышение налогов ударило по конкретной фирме.
Большим сюрпризом для меня стало изменение настроений наёмных работников, занятых в малом бизнесе. Условный владелец барбершопа или кофейни имеет небольшую рентабельность, поэтому у него всего три варианта выхода из ситуации:
1. Повысить цены, переложив новые налоги на покупателей.
2. Понизить зарплаты, переложив налоги на сотрудников.
3. Закрыть бизнес.
На покупателей перекладывать не очень получается: в том числе и потому, что от повышения налогов народ беднеет, клиентов становится меньше. Поэтому некоторые сотрудники малого бизнеса, придя на работу, слышат в ноябре–декабре от владельца одно из двух:
Вариант А. Прости, Арчи, нам повысили налоги, и я вынужден закрыть кофейню. До Нового года дорабатываем, дальше всё. Попробуй к Бороде устроиться, у него вроде были места по твоему профилю.
Вариант Б. Прости, Арчи, нам повысили налоги, и я вынужден уменьшить твой процент с 40% до 35%, иначе концы с концами не сходятся. Понимаю, что это мало, и ты можешь захотеть уволиться. Не осуждаю. Но на 40% у меня теперь просто не сходятся концы с концами, извини.
И вот тут они приходят в бешенство, потому что видят, что либо у них сокращается зарплата, либо они лишаются работы. При этом наёмные сотрудники — отнюдь не дураки, как думают некоторые политики, поэтому они отлично понимают, что предприниматель-то не виноват, он не сам себе налоги поднял. Малый бизнес на то и малый, что изнутри достаточно хорошо видны выручка и расходы, также легко сравнить ситуацию с тем, что происходит в соседних кофейнях–барбершопах. А дальше некоторые гиперпатриоты из числа наёмных сотрудников, которые поддерживали власть двумя руками, резко меняют знак на противоположный. Было: «вот это наш слон!». Стало: «как же мне надоели эти рожи в телевизоре, видеть их уже не могу».
Не знаю, массово ли это: возможно, мой маленький круг офлайн-знакомых нерелевантен. Надеюсь, что массово: больше шансов, что опросы покажут изменение настроений, и власть ослабит гайки после победы. Посмотрим.
Второе наблюдение связано с мессенджером МАХ. Мне не нравится этот мессенджер по нескольким причинам — в том числе потому, что он технически кривоват. К примеру, на десктопе он тренькает каждый раз, когда кто-то из моего списка контактов заводит себе аккаунт. Отключить эти оповещения нельзя.
У народа, впрочем, другая претензия: народ уверен, что МАХ сливает всю информацию, причём не только полиции и Налоговой, но и в открытый доступ, «на развалы радиорынков». И действительно: МАХ мог сделать переписку пользователей защищённой, но не счёл нужным. Мало того, рекламная кампания МАХ ясно показала, что ждать от его владельцев особой щепетильности было бы несколько наивно.
Понятно, что народ переходит на МАХ неохотно: так и планировали. Интересно другое: уже появилась группа злых и почти религиозных противников этого мессенджера, которые отказываются его использовать наотрез, с сильным и нескрываемым гневом. Ближайшая аналогия: антимасочники. Во время коронавируса многие называли ковид «барановирусом» и отказывались надевать на себя «намордники», причём не потому, что маска доставляла им какие-то особенные неудобства, а потому что отказ от маски стал частью их идентичности. Сейчас то же самое с мессенджером МАХ. Грубое и бесцеремонное принуждение вызвало естественное противодействие: появилась заметная группа пользователей, готовая терпеть серьёзные неудобства, лишь бы не осквернять себе смартфон этим мессенджером.
А ведь казалось бы: предъяви сообществу надёжный механизм шифрования переписки, пролоббируй закон о запрете подглядывать в чужие сообщения, и всё, народ побежал бы в новый мессенджер добровольно и с песней… Но нет, решили действовать грубой силой, по принципу «пипл схавает». Как итог, получили высокий антирейтинг инфраструктурного проекта и создали на ровном месте крупную протестную группу. Вот что значит игнорировать рыночные механизмы и выдавать «проверенным» людям карт-бланш.