Обеление экономики России, или почему малый бизнес не сможет заложить налоги в цены

По просьбам радиослушателей сделал большую статью в Школе Капитализма про обеление экономики России, которое провозгласил на днях наш президент. Процитирую оттуда небольшой фрагмент (ссылка):
…Другими словами, у государства не получается достаточно эффективно выдаивать крупный и средний бизнес, который уходит от налогов, притворяясь малым. Поэтому государство собирается прижучить малый бизнес, облегчив себе тем самым сбор налогов со среднего и крупного: прежде всего, с маркетплейсов.
Теоретически государство могло бы взять в руки скальпель вместо топора, то есть точечно бороться именно с дроблением и обналичкой, не трогая честный малый бизнес. С технической точки зрения это не так уж сложно: все нужные данные в базах ФНС есть, поэтому при помощи нехитрых скриптов налоговики могут подсветить всех хитрецов, как прожектором. К сожалению, решили бить по площадям, так как влиятельных защитников у малого бизнеса не нашлось, а вот влиятельные недоброжелатели — нашлись.
Неприятно, даже очень неприятно, но всё же повышение налогов не уничтожит малый бизнес полностью. Закроется только часть малых бизнесов, остальным «всего лишь» поплохеет…
Теперь неочевидное по поводу налогов. Допустим, у нас есть два барбершопа, которые стригут граждан за 2500 рублей. Барбершоп А не может поднять цену до 2800 рублей, так как тогда бородачи пойдут в барбершоп Б.
Повысим теперь налоги таким образом, чтобы с каждой стрижки приходилось отдавать государству дополнительно 1000 рублей. Теоретически никаких проблем у барбершопов нет: стрижка теперь стоит 3500 рублей, только и всего. Барбершоп А не может ни поднять цену до 3800 рублей, так как это будет выше рынка, ни опустить цену до 3200 рублей, так как тогда он станет убыточным.
Из этого нехитрого соображения государство делает неверный вывод: повышение налогов не станет проблемой для малого бизнеса, так как малый бизнес просто поднимет цены, переложив тем самым налоговые издержки на покупателей.
На практике так не получается, по трём причинам.
Во-первых, от повышения налогов народ беднеет, так как собранные налоги государство (любое) растрачивает довольно дурно, по большей части разбазаривает. Народ, напротив, оставшиеся у него деньги тратит на собственное потребление весьма эффективно. На примере с барбершопами: обер-барбер как получал по 1000 рублей с каждой стрижки, так и получает, вот только цены на всё поднялись из-за налоговой реформы, так что теперь его зарплаты хватает на значительно более скудную корзину. Кроме того, у него ещё и зарплата уменьшится: стрижек-то станет меньше. И так будет по всей стране.
Таким образом, после резкого подъёма цен посетителей станет меньше: многие будут вынуждены идти за стрижкой в места подешевле. Допустим, до реформы у барбершопа был доход в 1,5 млн рублей в месяц, из которых предпринимателю оставалось после уплаты налогов 150 тысяч. А стал доход в 1,7 млн рублей в месяц, из которых предпринимателю остаётся 20 тысяч рублей. Часть барбершопов в итоге будет вынуждена закрыться: особенно те, где сам хозяин с ножницами в руках за спинами клиентов не стоит.
Во-вторых, кроме барбершопа А и барбершопа Б на той же улице есть ещё крупная сеть салонов «Лена Бородач». И вот этой сети салонов-то налоги сейчас никто не поднимал: налоги подняли только малому бизнесу. Крупный бизнес всего лишь легонько потрогали за НДС, что на его рентабельности отразилось примерно никак. Так как сетью салонов «Лена Бородач» управляют умные, жадные и циничные люди, они… не будут поднимать цены. Вот как было у них 2500 рублей за стрижку, так и осталось. Маленькие барбершопы оказываются вне рынка: у них становится значительно дороже.
На это можно сказать: «не можешь конкурировать, уходи с пляжа». Но нет, конкретно в этом случае аргумент не работает — хотя бы по той причине, что налоги повышают фактически задним числом, когда уже взяты кредиты, сделан ремонт и составлены финансовые планы на 2026 год. Кроме того, здоровой экономике нужны бизнесы всех весовых категорий, и конкуренция должна быть жёсткой внутри одной весовой категории. Нельзя выпускать на ринг боксёра весом в 100 килограммов против боксёра весом в 50 килограммов — это будет уже не спорт.
В-третьих, как будто мало «во-первых» и «во-вторых», кроме сети салонов «Лена Бородач» на той же улице орудует ещё и барбер Эммануил, который стрижёт постоянных клиентов у себя в квартире, и никаких налогов не платит вообще. Бородачи платят ему наличными 1800 рублей, что их полностью устраивает. Может быть, у Эммануила нет удобного кресла и зеркала, нет стильного ремонта с развешанными по стенам украшениями из обугленной фанеры и пластмассовых топоров. Может быть, у Эммануила даже бывает накурено. Зато с ним можно спокойно выпить чашку кофе перед стрижкой, не задерживая никого в очереди, и, главное, ему можно заплатить вдвое (!) меньше, чем требуют в придушенном налогами барбершопе.
Подведу итог
Аргумент «вы переложите налоговую нагрузку на покупателей» работает, но при выполнении нескольких условий. Для начала, нужно, чтобы налоги повышали сразу для всех. Если надомников и крупный бизнес повышение налогов обходит стороной, поднимать цены сложно: клиенты массово начинают отваливаться. Кроме того, подъём налогов должен быть плавным, чтобы цены повышались не рывком. Если налоги задирают сразу в несколько раз, скачок цен получается столь значительным, что клиенты уже не могут его переварить.