Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Почему не летают

Читаю сейчас интервью с главой Аэрофлота (ссылка), размышляю, что будет с нашей авиацией лет через десять.

Сейчас в России есть определённые проблемы улететь из одного небольшого города в другой. Большая часть маршрутов идёт из Москвы и в Москву, а немногочисленные «прямые» рейсы, как правило, имеют неудобные даты, не говоря уже о завышенной цене.

Я думаю, что причина — в недостаточном количестве пассажиров. Мало летаем, да…

Что характерно, СССР (при всей моей нелюбви к той стране) имел в авиаперевозках определённые успехи. Аэрофлот, оказывается, был в своё время крупнейшей авиакомпанией в мире — 130 миллионов пассажиров в год.

Из любопытства я посмотрел, сколько пассажиров перевозят за год все наши 170 авиакомпаний. Вот здесь (источник) написано, что Аэрофлот в 2009-м году перевёз 11 миллионов пассажиров или четверть от всего объёма пассажирских перевозок. Несложно подсчитать, что итого в России перевозится сейчас 44 миллиона пассажиров в год — втрое меньше, чем во времена СССР.

При этом, если верить Wiki, 55% пассажиров летят… через Москву (источник). Меня это, честно говоря, не радует.

(Кстати, для сравнения. Московский метрополитен перевозит больше трёх миллиардов пассажиров ежегодно. Если поднять стоимость жетона метро до стоимости авиабилета, можно будет срубить неплохие деньги).

Ладно. Про будущее нашей авиации. Глава Аэрофлота Савельев говорит, что с техникой у них всё в порядке, средний возраст самолётов — пять лет. Учитывая, что самолёты летают по 30 лет, пять лет — это практически новьё. Аэрофлота планирует через 15 лет увеличить свой пассажиропоток вчетверо — до 45 миллионов пассажиров…

Лично я, однако, думаю, что это зависит не только от Аэрофлота. Вопрос — чисто в желании россиян летать. А желание летать зависит, прежде всего, от стоимости билета. Воспользуемся арифметикой из интервью. Вот из чего складывается цена:

30 процентов — содержание воздушного парка;
24 процента — керосин;
22 процента — аэропортовые сборы;
9 процентов — организация продаж;
9 процентов — лётный состав;
6 процентов — административные расходы.

Спрашивается — что тут можно урезать? По-моему, экономить особо не на чем. То есть, конечно, можно закупить более экономичные самолёты, но вряд ли удастся снизить цену билета сильнее, чем в полтора-два раза.

Следовательно, чтобы россияне начали летать с интенсивностью Хомо Советикус, надо, чтобы у них выросли зарплаты.

Теперь цифры из прошлого. Два года назад mbpolyakov уже сравнивал цены на билеты в СССР и в России (ссылка). Однако у него цены были в абсолютных рублях, что не очень информативно. Я попытался сравнить в процентах к зарплате. Сейчас, как известно, средняя зарплата — двадцать тысяч. Ну а в СССР я директивно установил среднюю зарплату в 150 рублей.

Что получилось, можно наблюдать на картинке к посту. Как видите, если считать в процентах к зарплате, цены на авиабилеты в СССР и в России… практически одинаковые! При этом качество сервиса только выросло, купить билеты можно безо всяких очередей, через Интернет. Самолёты, повторюсь, у Аэрофлота свежие, средний возраст — пять лет.

Почему же тогда сейчас летают втрое меньше? Это для меня загадка.

Одно из объяснений — инерция мышления. Зарплаты выросли относительно недавно, и люди ещё банально не привыкли летать. Если так, то планы Аэрофлота имеют все шансы на осуществление.

PS. По поводу известной истории с Тёмой, который обвинил Аэрофлот в кидке на 90 тысяч рублей (ссылка). Вот какую версию выдвигает сам Аэрофлот:

«Мы проводили служебное расследование. Пассажир на самом деле купил билет менее чем за час до отправления рейса. Билеты менее чем за час до вылета, продаются только с разрешения вышестоящего руководителя. Кассир в объяснении написала, что пассажир ее уговорил».

При всём моём уважении к Артемию, мне интересно. Он и в самом деле уговаривал кассиршу? Или это она написала в объяснении, чтобы ей не вставили пистон за издевательство над пассажирами?

PPS. Медведев уволил генерала МВД: http://lenta.ru/news/2010/09/20/firediplomat/

P3S. Прокуратура пытается защититься от Интернета: http://lenta.ru/news/2010/09/20/moneyextreme/

P4S. Вышла моя статья в Русском Пионере в защиту Юрия Лужкова: http://ruspioner.ru/ru.php?id_art=1992

P5S. Пять простых поправок к закону о Полиции: http://users.livejournal.com/_falkon_/474135.html

P6S. Благодаря президенту Медведеву помидоры в Саратове продаются по 10 рублей: http://olegys3.livejournal.com/2011.html

P7S. Минрегион планирует запретить дачное строительство: http://obsrvr.livejournal.com/936484.html

P8S. Украинский политик подкуплен индусами: http://mihailobrodskiy.livejournal.com/446127.html

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 490 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →