Про труд и монастыри

За год до революции, в 1916 году, в России был в среднем 10-часовой рабочий день (ссылка). Это значительно меньше, чем в СССР во время Войны, однако капиталистическая экономика Российской Империи справлялась. У немцев был страшный голод, у британцев — снарядный кризис, а Россия с каждым годом наращивала промышленное производство, не забывая при этом и о достаточном снабжении работающих в тылу граждан.
Грустно читать про восьмичасовой рабочий день, который якобы оправдывает опустошительную революцию 1917 года. После революции условия труда русских рабочих и крестьян резко ухудшились. Уровень жизни простых граждан вернулся к дореволюционному только через 40 лет, примерно при Никите Хрущёве, причём отнюдь не благодаря социализму. Уровень жизни в СССР вернулся к отметкам 1913 года за счёт сокращения рождаемости, технического прогресса, индустриализации и поступательного развития экономики. Сравнение с соседней Финляндией показывает, что без революции у нас был бы тот же восьмичасовой рабочий день, но при этом примерно в 10 раз более высокий уровень жизни.
Из мифа про тяжёлую работу «при царе», от которой нас якобы избавили большевики, вытекают два следствия.
Во-первых, из мифа следует, что работа является злом (иначе зачем бы Ленин нас от неё спасал). Особенно опасно работать больше 8 часов или в возрасте старше 60 лет.
Во-вторых, как следует из советских учебников, до революции общество делилось на «людей труда», которые горбатились с утра до вечера, и на идейных бездельников: трутней-дворян, жестоко эксплуатирующих крепостных, и ленивых пьянчуг-монахов, внушающих народу сказки о необходимости подчиняться властям.
Миф, как видите, обширен и разветвлён. Я тезисно указал на корни мифа, однако опыт показывает, что многие сейчас покрутят пальцем от виска: дескать, да про какой 10-часовой рабочий день в 1916 году он говорит, если каждому пионеру известно, что до дедушки Ленина рабочие рвали жилы по 16 часов в день под плетями надсмотрщиков, жили в продуваемых бараках друг у друга на головах и умирали, не доживая даже до 30 лет.
Разбирать каждую страницу советского учебника по истории я не буду, на это нужны тысячи страниц и годы труда, но всё же попробую надпилить болгаркой один из толстых корней вредоносного мифа о труде.
Христианские монахи отнюдь не прохлаждаются в монастырях. Как правило, всё свободное от сна и еды время у них занято работой, то есть либо молитвами, либо научной деятельностью, либо трудом по поддержанию быта монастыря — приготовлением еды, уборкой территории, ремонтом мебели, наведением порядка на складе и тому подобным. Если светский человек работает примерно по 35 часов в неделю (я учёл отпуск и праздники), то монах работает по 100-110 часов в неделю, то есть втрое больше.
В «Школе Капитализма» я сегодня перечислил шесть правил, благодаря которым монахи могут выдерживать столь безумный с точки зрения современного обывателя объём труда, но иметь при этом более высокую продолжительность жизни, чем у мирян (ссылка). Я не предлагаю работать в режиме монахов: неподготовленный человек может серьёзно пострадать от таких переработок. Я просто показываю, что привычный нам рабочий день — это примерно треть от того, на что рассчитаны наши организмы.
Проведу аналогию для автомобилистов. Представьте, что ваш тахометр размечен до 9000 оборотов, при этом начиная с 7500 оборотов идёт красная зона, разгонять до которой двигатель можно только ненадолго. Так вот, обычный 8-часовой рабочий день — это примерно 3000 оборотов, а 12-часовой рабочий день — 4500 оборотов.
Лично у меня были периоды, когда я работал по 4 часа в день, и периоды, когда я работал по 12-14 часов в день. Конечно, мой личный опыт совершенно ничего не доказывает, однако во втором режиме моё самочувствие, пожалуй, было лучше.
Теперь небольшое рацпредложение по школьной программе — которое, конечно же, никогда не будет принято, так как оно слишком уж прагматично.
Так как наша культура, наши ценности и вся Россия в целом основаны на христианстве, учителя должны давать школьникам базовое представление о монастырях. В советских учебниках, книгах и фильмах показывали примерно такую согласованную картину: толстые ленивые монахи дурманят наивных крестьян глупыми сказками, собирают с них десятину, а сами устраивают ежедневные попойки, обжираясь дорогими яствами и распевая разнузданные песни в обнимку с весёлыми дамами.
Современные учебники меньше искажают реальность, но всё же остаются крайне поверхностными, схоластичными, оторванными от жизни, причём я сейчас не только про учебники истории.
Полагаю, чтобы дать школьникам (или взрослым) базовое представление о монастырях, нужно скормить им два материала:
1. Книгу архимандрита Тихона «"Несвятые святые" и другие рассказы».
2. Первую часть чешской игры Кингдом Кам.
Объясню подробнее. Книга «Несвятые святые» стала самой продаваемой книгой в России не случайно: она состоит из по-чеховски коротких, ярких жизненных зарисовок, из-за чего читается легко и доходчиво. Более того: это не учебник в привычном нам смысле этого слова, то есть не дурно изложенная череда третьестепенных фактов из справочника, а развлекательная книга, полная захватывающих приключений, сильных персонажей и весёлых моментов — почти как «Три мушкетёра», только с положительными героями на главных ролях.
Ладно, я немного утрирую, не как «Три мушкетёра». Но всё равно, у неё есть два огромных преимущества перед учебниками. Первое: стандартный школьник, даже бравирующий воинствующим подростковым атеизмом, с интересом её прочтёт. Второе: школьник уяснит из неё самую суть монастырей, а не шелуху типа «в 1863 году выпускники духовных семинарий получили право поступать в университеты».
В первой части компьютерной игры Кингдом Кам монастыри показывают с другой стороны, но ещё доходчивее, предметно-наглядно. Там есть целая миссия в монастыре, где наш герой по сюжету проводит несколько игровых дней, выполняя обязанности молодого послушника. Так как видеоигры дают значительно более глубокое погружение, чем книги или фильмы, одного прохождения достаточно, чтобы составить базовое представление о чешских католических монастырях той эпохи.
Вероятно, вы спросите, почему я указываю на чешскую, а не на русскую компьютерную игру. Это тема для отдельного грустного поста, но кратко всё же обозначу проблемы сейчас.
1. В русской игре «Смута» нет ни игровой составляющей, ни тем более внятных монастырей. Едва-едва обозначены картонные декорации монастырей и монахов, не более того. Уровень погружения — «вот тут стоит монастырь, внешне он выглядит так-то, внутрь зайти нельзя». Узнать что-либо о монастырях из такой «игры» вряд ли получится.
2. В русской игре «Индика» главная героиня — как раз православная монахиня, при этом «Индика» — именно игра, а не отчётная 3D-презентация по «патриотическому» гранту. Маленькая проблема в том, что игра насквозь русофобская, антиправославная и антиклерикальная. Автор игры, цитирую Википедию, «на английском языке сделал ряд политических заявлений, заявив о своём неприятии действий России на Украине и необходимости противостоять политическому инфантилизму россиян, вытекающему, по мнению Светлова, из православной культуры».
3. У владельцев русской части «Мира Танков» государство недавно забрало компанию, чтобы отдать её, как считает игровое сообщество, «своему человечку». Что там реально происходило, и действительно ли раскулаченные владельцы компании запятнали себя сотрудничеством с врагом. Там довольно мутная ситуация, а кроме того, иностранная часть «Мира Танков» сделала максимум, чтобы подвести своих русских коллег. Многие русские игроделы, однако, примеряют ситуацию на себя, после чего принимают решение или не делать игр вовсе, или делать, но где-нибудь на Кипре.
Повторюсь, я не знаю, кто прав, а кто виноват в истории с «Миром Танков» (убедительные доводы есть у каждой из сторон). Зато я знаю, что настроения у значительной части игрового сообщества именно такие: «делать игры в России опасно, государственные рейдеры отберут».
4. Представим даже, что русский аналог первого Кингдом Кам появился в России, и там главный герой, какой-нибудь весёлый гардемарин, прячется по сюжету в православном монастыре. Будьте уверены, после этого разработчикам игры придётся долго отбиваться от обвинений в кощунстве, а может быть, и от уголовного дела. Если учесть, что к травле такого рода охотно подключаются не только общественные активисты, но и высокопоставленные политики с чиновниками, многие игроделы решат не рисковать: не вводить в игру монастырей вовсе, а если всё же вводить, то наглухо заколачивать туда вход.