
Представьте, что вы купили в 2018 году убитую однушку за 4 млн рублей и сдали её за 20 тысяч рублей в месяц. Жильцы отличные. Вы в своей квартире бываете только по настроению, так как жильцы исправно отправляют вам деньги на карточку и больше вас никак не беспокоят. Беспокоит Налоговая, которой вы отдаёте налог в 13%, но тут уж выбора у вас нет.
Периодически жильцы пишут: «дорогой хозяин, цены на рынке изменились, да и мы тут привели квартиру в порядок: обоих поклеили новые, сантехнику поменяли. Будет справедливо, если мы будем платить за аренду больше». Вы соглашаетесь.
В 2019 жильцы платили вам уже не 20 тысяч, а 27 тысяч рублей в месяц. В 2020 и 2021 году — 31 тысячу в месяц. В 2022 году вы договорились с жильцами на бартер: они жили бесплатно, но усиленно делали ремонт в вашей квартире за свой счёт. В 2023 жильцы платили вам 42 тысячи в месяц. В прошлом году — 56 тысяч, в этом году — 58 тысяч рублей.
Звучит подозрительно хорошо, не правда ли? Однако если бы вы купили в начале 2018 года 20 тысяч акций Сбера — вот как раз на 4 млн рублей — у вас был бы именно такой опыт (ссылка). Для зануд: это не инвестиционная рекомендация, принимайте все финансовые решения на свой страх и риск, сегодня мы с вами просто рассматриваем гипотетический пример. Ну, или может быть, не совсем гипотетический, благо Сбер лежит и у меня в портфеле, и в портфеле многих моих товарищей. Никогда не забуду, как один мой друг собирался весной 2022 года лечить зубы, но увидел, как Сбер рухнул к сотне, и потратил все отложенные деньги на покупку акций…
Внимание, вопрос. Если дивидендные акции так хороши, почему же инвесторы покупают облигации, кладут деньги на депозиты, приобретают бетонные метры, в конце концов? Этот вопрос мы разбираем в «Школе Капитализма» (ссылка). Пересказывать статью не буду, скажу только, что типичный инвестор-любитель терпеть не может потерь.
Что касается дальнейших перспектив Сбера, то мне они представляются туманными.
Из плюсов — у Сбера есть Герман Греф, один из лучших управленцев в России. Из минусов — Сбер работает на русском рынке и получает доходы в рублях, а наша экономика начинает ощутимо буксовать из-за расходов на Спецоперацию (Кримсональтер). Также не вполне ясно, что вообще будет с банковским рынком дальше — некоторые эксперты полагают, что дальнейшая цифровизация сделает классические банки ненужными. Тут, конечно, у Сбера тоже есть преимущества, так как он пытается стать вторым Гуглом и развивает всякие такси с доставками… однако пока что небанковские услуги приносят Сберу убытки, да и доля их в общем объёме выручки невелика (ссылка).
Не знаю, что будет со Сбером через 10 лет. Посмотрите на розничные сети — у них было всё в шоколаде, а потом появились Вайлдберриз, Озон, Маркет, и вот уже розничные сети скулят, как школьницы, которых команда штангистов подвинула в очереди за беляшами.
Прямо сейчас, впрочем, у Сбера всё отлично: чистая прибыль в 1,58 трлн рублей при капитализации около 7 трлн рублей. Продолжая аналогию с квартирой: это как если бы жильцы платили вам 58 тысяч рублей в месяц, а ещё 58 тысяч рублей вкладывали дополнительно в ремонт, чтобы в следующем году вы могли сдавать квартиру дороже.