
Глеб Архангельский сдаёт сейчас в издательство книгу про русскую индустриализацию 19-го века (ссылка). Я прочёл несколько глав черновика и ещё раз осознал, что работу правителей России у нас представляют крайне поверхностно, по мультфильму «Бременские музыканты» и стихам Алексея Толстого:
Веселая царица
Была Елисавет:
Поет и веселится,
Порядка только нет.
В реальной жизни русские цари и императоры имели мало свободного времени на отдых: они были заняты или делами, или войной. Цитирую из книги:
Государь, Канкрин, Сперанский, позднее Рейтерн, Вышнеградский, Витте, Столыпин, другие крупные деятели работали много и интенсивно. Категорически не 8-часовой рабочий день, работа с документами в ночи. «В первый день нового года / в понедельник пасхальной недели я явился к Государю с обычным докладом…», работа с курьерскими документами в отпусках и т.д…
<…>
«Государь вёл образ жизни самый трудолюбивый. В 8 часов утра он принимал министров военного или иностранных дел, что продолжалось полтора часа. С половины десятого он занимался бумагами, а в 12 принимал военного губернатора с комендантом, бывал потом на разводе, а после посещал какое-либо заведение, не предупреждая никого, что в оное будет, отчего во всех сих заведениях, где ежедневно ожидали государя, царствует отличнейший порядок. В три часа император обедал; раза два в неделю бывают званые обеды особ на двенадцать.
После стола император некоторое время проводит с семейством своим, а потом он ходит в кабинет, где работает до ночи. Трудолюбие его так велико, что каждый получает непременно в тот же самый день решение на свой доклад, в который он его представляет». [Михайловский-Данилевский]
Вот это «каждый получает непременно в тот же самый день решение на свой доклад» — впечатляет, даже по нынешним временам. Если же вы спросите, что конкретно сделал Николай I за 30 лет своего царствования, то я укажу в первую очередь на Николаевскую железную дорогу, которую император проложил между Петербургом и Москвой, и которая стала основой для строительства железных дорог по всей России. Возможность быстро и дёшево перевозить грузы позволила стремительно развиваться промышленности и сельскому хозяйству.
Потомки Николая I — Александр II, Александр III и Николай II — строили железные дороги рекордными темпами. К примеру, Николай II построил за 23 года своего правления 46 тысяч (!) километров железных дорог. Для сравнения, в советский период темпы прокладки новых путей были примерно вдвое ниже. К 1917 году нас обгоняли по железным дорогам только Соединённые Штаты, причём с рядом значимых оговорок (ссылка).
Скорость строительства в дореволюционной России поражает воображение. К примеру, рекордный мост через Енисей спроектировали за 4 месяца, а построили за 11 месяцев. Мост стал одним из чудес света, и в 1900 году Гюстав Эйфель, конструктор Эйфелевой башни, лично наградил его золотой медалью на Всемирной выставке в Париже (ссылка).
Кстати, вопрос к РЖД. Почему Октябрьской железной дороге до сих пор не вернули историческое название, «Николаевская железная дорога»? Учитывая историю строительства, называть её иначе — явная несправедливость.