
Грустная и короткая история расправы над православным священником разоблачает сразу несколько популярных мифов о репрессиях. Статья по ссылке, что характерно, не полемическая — там изложены сухие факты и размещены сканы из типового уголовного дела (ссылка). Всего Сталин расстрелял по политическим статьям около 800 тысяч человек.
Миф 1. Священников советская власть не трогала
Как видите, трогала. Раскулачила, потом обложила неподъёмными налогами, в итоге расстреляла. Вообще, гонения на церковь продолжались весь советский период, с 1917 по 1991 год. Никита Хрущёв, осудив в целом внутреннюю политику Сталина, конкретно на верующих гонения продолжил, хоть уже и без массовых расстрелов.
Миф 2. Сажали за дело
Согласно показаниям священника, он просто пожаловался на непосильные налоги. Согласно показаниям доносчика, священник жаловался на выборы-без-выбора и на аресты священников. Даже если предположить, что доносчик не соврал, священник оказался полностью прав (к нему применили насилие).
На момент ареста Розанов был 71-летним стариком со многими болезнями… Напомню, что медициной тогда дела обстояли неважно, и что представитель угнетённого сословия, переживший гражданскую войну и регулярно голодавший, крепкого здоровья сохранить не мог.
Миф 3. Зверствовала ленинская гвардия, а Сталин как раз репрессии остановил
Во-первых, следователь Травкин, который вёл дело, действительно был арестован, однако пришедший ему на смену новый следователь продолжил «работу» в том же ключе. Во-вторых, если главным чудовищем был Ленин, а Сталин, это ещё хуже, так как Сталина хотя бы разоблачили на 20-м съезде, тогда как Ленин оставался краеугольным камнем советской власти вплоть до окончательного краха КПСС в 1991 год.
Миф 4. Советское общество не было сословным
На допросах у священника первым делом выпытали его происхождение, так как к выходцам из семей священников государство относилось гораздо строже. Цитирую:
Отец Николай ответил, что [поддерживает личные отношения] в первую очередь с братом, священником Александром Розановым, который недавно приезжал к нему за своими вещами, оставленными на хранение, поскольку сам он в 1933 году был выслан, также со священником Зверевым и с жившими в церковной сторожке монахинями, в данное время арестованными.