
В АвтоВАЗе говорят, что французы хотели расправиться с русской конструкторской школой — перевести все новые модели АвтоВАЗа на единую французскую платформу. Был бы у нас тогда тот же Логан, но с импортозамещённым названием, типа «Лада Бугурт» или «Лада Грош» (ссылка).
Французов можно понять: стандартизация имеет смысл. Проблема в том, что кроме чертежей от французов требовалась ещё и элементарная деловая этика, а с этим у современных европейцев катастрофа. Сейчас наши автозаводы налаживают контакты с Китаем: у китайцев с этикой получше, так что на этот раз есть шанс нормально всё организовать. Неверные европейцы, в свою очередь, продолжают сползать к банкротству.
К примеру, свежая автомобильная новость: продажи ягуаров упали апрель-к-апрелю в 40 раз (ссылка, ссылка). Одна из причин — радужный ребрендинг. Покупатели не захотели платить за экологически урезанную машину, которую рекламируют негры и прочие меньшинства. Более важная причина — общая неконкурентоспособность европейской промышленности. Если не делать резких движений, продажи кое-как идут. Но стоит только оступиться, как покупатели уходят к неевропейским конкурентам всем табуном, причём даже не обещают вернуться.
Впрочем, я сегодня не об этом. Если бы мы обсуждали 2022 год с типичным «прошаренным» циником, он бы сказал, что всё это ерунда, а не санкции. Что европейские компании просто найдут зицпредседателя и переоформят на него русскую часть своего бизнеса, этим всё и кончится.
Но нет, так не получилось. Продавать бизнес пришлось по-настоящему, причём не своим ручным «кабанчикам», а реальным покупателям, то есть или русским бизнесменам, или русскому топ-менеджменту продаваемых компаний.
Причина в том, что все действия крупного бизнеса заметны. Нельзя вот так просто найти условного месье Sidoroff, чтобы «продать» ему бизнес Рено в России, а потом делать вид, будто месье Sidoroff — настоящий хозяин. Такая комбинация не устроила бы ни власти Франции, ни власти России, ни акционеров Рено.
Из этого в частности следует, что вернуться в Россию иностранному бизнесу с каждым годом будет всё сложнее и сложнее. С начала экономического блицкрига против России прошло уже больше трёх лет, и договора, позволявшие иностранцам выкупить свои активы обратно, начинают истекать. Хитрить же тут не получится: все сделки такого рода проходят сейчас через Кремль, и если Кремль увидит, что иностранцы мухлюют, то он наложит вето на попытку выкупа активов у русских собственников, вот и всё.