Я, в общем, уже привык, что очень многое в России делается «по телефонному звонку».
Надо, например, вернуть отобранные за пьянку водительские права. Звонишь уважаемому человеку, уважаемый человек берёт паузу в двадцать минут, потом перезванивает тебе снова: «подъезжай по такому-то адресу, найди там мордатого Степана, забирай у него свои права».
Кстати, история из жизни.
Проходит дружеская встреча Интернет-форума. Люди между собой знакомы мало — кроме как в Интернете пересекаются редко. Один из форумчан, солидный мужчина на дорогой машине, между делом рассказывает как бойцы ГИБДД пытались у него отобрать права и как он «по звонку» чуть ли их не уволил со службы. Народ с вялыми улыбками слушает, а ещё через пару часов солидный мужчина нажирается в мясо и… собирается ехать домой — на своей машине и на водительском кресле. На уговоры не реагирует, ведёт себя довольно агрессивно.
У остальных форумчан выбор: бить явно неадекватному товарищу морду или отпускать его в таком виде навстречу судьбе. Поразмыслив, решают морду не бить — совершенно неизвестно кем он работает и кому он может позвонить с жалобой на мордобой.
А на следующее утро протрезвевший дядечка отписывается на форуме, что машину он тем вечером разбил под металлолом. Спрашивает совета, какое авто купить взамен разбитого…
Знаете, если бы я внезапно был президентом Медведевым и хотел бы сократить число пьяных на дорогах, я бы даже и не думал в сторону запрещения кваса и кефира. Вместо этого я попытался бы сделать что-нибудь с нашим телефонным правом. Чтобы у пьяных, даже у пьяных со связями, и в самом деле отбирали права, кто бы там ни позвонил бойцу ДПС.
Короче, телефонное право — это не есть хорошо. Однако я до недавнего времени думал, что телефонное право — чисто наша, российская специфика. И что в Европах/Америках, при всех недостатках «цивилизованных стран», с телефонным правом уже давно покончено.
Тем не менее, факты говорят сами за себя — на днях Facebook заблокировал личную страницу Игоря Изместьева просто так, без каких-либо объяснений (ссылка). Насколько я понимаю ситуацию, Facebook позиционирует себя как спецслужбы-friendly социальную сеть и охотно идёт навстречу просьбам разного рода органов.
Более того: Россия для Facebook — не просто заснеженная страна с дикими медведями на улицах. В декабре 2009 года известный российский инвестиционный фонд Digital Sky Technologies увеличил свою долю в Facebook до 5%. Судя по всему, этих пяти процентов вполне хватает, чтобы Facebook с пониманием реагировал на просьбы российских властей.
Лично мне такая позиция Эфэсбука совсем не нравится.
С одной стороны, конечно, бизнес есть бизнес. Владельцы Facebook имеют право решать чей аккаунт имеет право на существование, а чей — нет.
С другой стороны, Facebook сейчас — это уже гораздо больше чем просто бизнес-проект. Это крупное сетевое государство с пятьюстами миллионами виртуальных жителей. И политику этого государства уже никак нельзя считать личным делом Марка Цукерберга.
Более того. Из закрытой сети друзей Facebook последнее время планомерно преобразуется в серьёзный инструмент угнетения пользователей. Про невозможность удалить свой аккаунт уже много писали раньше. А в январе этого года Facebook нанёс ещё один удар по приватности: раскрыл личные данные своих пользователей для поисковых роботов и прочих любопытствующих (ссылка). Благодаря этому собирать информацию о зарегистрированных в Facebook людях стало гораздо проще.
Таким образом, Facebook добровольно превращается в око Большого Брата, предоставляя тем самым разного рода полицеским новые возможности для контроля над населением.
Диаметрально противоположную позицию занимает корпорация Google. Когда она недавно встала перед выбором — ограничить своих пользователей или поссориться с Китаем — выбор был сделан в пользу рядовых граждан.
И дело тут, уверен, не только в репутации и в потенциальных убытках из-за оттока посетителей. Я здорово подозреваю, что сотрудничать с китайскими спецслужбами было бы для Гугла по деньгам выгоднее, чем подвергаться санкциям за свою строптивость.
Думаю, что Гугл принял решение встать на сторону граждан из стратегических соображений. Думаю, что Гуглу просто не хочется превратиться лет через двадцать в очередную госкорпорацию, полностью подчинённую интересам влиятельных политиков.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →