Тем сильнее было моё удивление, когда выяснилось, что Алим не только производит на заводе в Шушарах высокотехнологичный товар, но и... экспортирует его, выдавливая с рынка китайцев.
С разрешения Алима, рассказываю историю победы над китайцами целиком.
Итак, в промзоне "Шушары", под Петербургом, есть предприятие Нева-Сталь (ссылка), которое производит, в частности, современную металлочерепицу.
Маленький ликбез, необходимый для понимания сути произошедшего.
Металлочерепица — это лист металла, который на специальных станках профилируют (сгибают) таким образом, чтобы он внешне выглядел как классическая керамическая черепица. Сверху металл покрыт особым полимером, который защищает покрытие от ржавчины и придаёт черепице нужный цвет (картинка).
Крепится черепица на крышах очень просто: рабочие кладут лист металлочерепицы на деревянное основание (обрешетку из деревянного бруска) и привинчивают к нему саморезами.
Оптимальная толщина листа металлочерепицы — примерно полмиллиметра (0,5 мм). Если использовать сталь толще — получится тяжелее и дороже, использовать тоньше — из-за пластичности листа будет тяжелее монтировать, кроме того, будут проблемы при эксплуатации.
Так вот. Эту самую черепицу Нева-Сталь и начала три года назад поставлять в Экваториальную Гвинею. В африканскую страну, которая, на минуточку, имеет сейчас ВВП в 19 тысяч долларов на человека — примерно на уровне Чехии и Южной Кореи.
Своего экономического успеха Экваториальная Гвинея добилась благодаря двум факторам: малой численности населения (650 тысяч человек) и... наличию запасов нефти.
Разработка нефтяных и газовых месторождений особенно активизировалась в последние годы, поэтому сейчас в Экваториальной Гвинее довольно много строят, причём строят не традиционные африканские лачуги, а строят вполне современные дома, по европейским стандартам. Крыша у таких домов должна быть достаточно надёжной: сезон дождей в стране длится с декабря по февраль и за эти месяцы в некоторых районах страны выпадает до десяти метров осадков.
Таким образом, нет ничего странного в том, что три года назад, в 2007-м году, бизнесмен из Экваториальной Гвинеи решил начать торговать металлочерепицей и начал искать поставщиков кровельных материалов.
Вначале он попытался купить товар на рынках Южной Европы: в Испании, Италии и Греции. Но в Африке все торгуют за доллары, а курс евро на тот момент, если помните, был совершенно диким. Короче, с европейцами бизнесмен в цене не сошёлся.
И тогда он вспомнил... о России. Дело в том, что этот бизнесмен не только окончил в своё время наш Политехнический Институт, но и успел жениться на русской девушке. Поэтому Россия для него всё равно что второй дом.
В феврале 2007-го года супружеская чета гвинейцев приехала в поисках нужного товара в мой Санкт-Петербург. Где и порадовалась неожиданно низким ценам.
Зимнее время — февраль — это чуть ли не самое дно сезона, в этот момент металлочерепицу можно купить дешевле всего. Кроме того, Нева-Сталь входит в АПСП — Ассоциацию Переработчиков Стали с Покрытием, которая оказывает содействие в том, чтобы Нева-Сталь имела возможность покупать нужную ей сталь по правильным ценам. Всё это вместе позволило выставить для заморских гостей достаточно интересную цену.
Не откладывая дело в долгий ящик, гвинейцы купили на пробу контейнер металлочерепицы и повезли его к себе, на Чёрный Континент.
А дальше началась собственно конкуренция с китайцами. Которые, что характерно, поставляли свою металлочерепицу в Экваториальную Гвинею... вдвое дешевле.
Кстати, если вдруг кто не в курсе, Африка сейчас — зона интереса китайцев. Китайцев в Африке очень много, и в некоторых африканских странах они контролируют целые отрасли экономики. Для Экваториальной Гвинеи, в частности, Китай является экспортёром номер один: двадцать процентов всех товаров поступает в страну именно из Китая.
Однако в данном случае китайцев подвела их традиционная экономность. Они поставляли в Африку не привычную нам металлочерепицу толщиной в 0,5 миллиметра, а гораздо более тонкую: толщиной в 0,20-0,30 мм. Которая, хоть и стоила дешевле, но была значительно менее удобна в эксплуатации.
Из-за своей недостаточной толщины страдает прочность листа, из-за чего китайская металлочерепица требует к себе особо бережного отношения. Наступил ногой — можешь выкидывать лист. Уронил молоток — можешь выкидывать лист. Неудачно погрузил в машину... ну, вы поняли. Конечно, китайцы могут многое и даже скоро базу на Луне построят, однако в данном случае они сильно просчитались, решили монополизировать рынок строительных материалов исключительно за счет цены.
У местных кровельщиков очень много материала уходило в брак. Российскую же черепицу можно было брать безо всякого запаса: из ста купленных листов на крышу устанавливались все сто, необходимость прибавлять на брак и переделывать работу по нескольку раз вовсе отпала. Кроме того, с нашей черепицей не возникало проблем и после установки. Град, например, был ей не страшен.
В Африке кровельщик — профессия весьма почётная, они зарабатывают по местным меркам довольно много, и делать свою работу кое-как им неинтересно. (Надо отметить, что наши кровельщики, увы, работают не на совесть, а на скорость). Когда кровельщики осознали разницу в качестве, российскую черепицу (которая, напомню, стоила вдвое дороже), стали разбирать как горячие пирожки.
От отчаяния несчастные продавцы китайской черепицы даже предложили поменяться на русскую с соотношением один к трём — один метр русской черепицы за три метра китайской.
Предложение было отклонено. А ещё через месяц проявился ведущий масштабное строительство шейх из Саудовской Аравии, который, исследовав рынок, скупил для своих зданий всю русскую металлочерепицу под корень и сделал дополнительный заказ на следующий год.
Поясню почему на следующий год. Дело в том, что длительность поставки объясняется и сезоном дождей, когда кровлю монтировать невозможно, и расстоянием, которое морским путем преодолевается за три месяца.
Подведу итог.
В принципе, понятно, что китайцы пострадали из-за своих стереотипов. Цена далеко не всегда является определяющим фактором при покупке товара. Даже когда речь идёт об Африке.
Однако главная причина успешного сотрудничества с Экваториальной Гвинеей, на мой взгляд, заключается... в мудрой политике СССР. Который приглашал на обучение в свои институты/университеты многонациональную молодёжь со всего мира.
Скажу больше. Возможно, для современной России самое разумное — не пытаться всеми силами заманить эмигрантов обратно на родину, а, вместо этого, попытаться облегчить жизнь нашим экспортёрам. Чтобы живущие за рубежом русские покупали у нас больше товаров.
PS: на фото — та самая черепица и та самая Экваториальная Гвинея.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →