1. На заглавной картинке показ уровень грамотности призывников по губерниям в Европейской России в 1904 году. Уровень этот, соответственно, примерно отражает число тех мужчин, получивших внятное начальное образование за 5-10 лет до призыва (ссылка):
В конце 19 века грамотность в Российской Империи хоть и была на достаточно низком уровне, однако в динамике показывала неплохие темпы. За 20 лет правления Александра-Николая доля грамотных призывников повсеместно увеличилась в 2-3 раза, и в большинстве европейских губерний перевалила за 50%. К 1904г. были конечно регионы с низким уровнем грамотности типа Бессарабии и Уфы, но были и хорошие регионы типа Ярославщины и Петербургской губернии, где процесс грамотизации детей-подростков уже вступил в завершающую стадию.
Если смотреть в целом, то ядром русского образования были северные губернии, видимо здесь сказывается близость к обеим столицам. Чем дальше на юг и к окраинам – тем меньше грамотных.
Напомню, если бы не катастрофа 1917 года, всё население Российской Империи было бы охвачено школами примерно к 1925 году.
2. Историк Александр Дюков пишет, как в действительности работал ликбез (ссылка 1, ссылка 2):
К вопросу о пресловутом "ликбезе"
Согласно официально статистике, в 1928 г. на территории РСФСР было на 5% больше школ, чем в 1914 г., а учащихся – на 33% больше.
Для сравнения: рост численности обучаемых в учреждениях начального образования в РИ за 8 лет (с 1906 по 1914 гг.) составил 38%. Простое продолжение этого тренда должно было дать за следующие 14 лет минимум 66% роста численности учащихся. Однако период с 1914 по 1928 г. дал вдвое меньший прирост.
Таким образом, за период революции, гражданской войны и НЭПа темпы роста начального образования в РСФСР серьезно снизились по сравнению с дореволюционным периодом. Ну а новых школ практически не строили, пользовались доставшимися от проклятого старого режима.
Но как же так, спросите вы, ведь всем известно, какое внимание советская власть уделяла росту образования, с первых же лет своего существования. Наверное все это из-за потерь гражданской войны.
Да, были потери. Но есть нюанс.
За тот же период с 1914 по 1928 г. число школ на остальной части СССР (без РСФСР) увеличилось на 35%, а число учащихся – на 84%.
Советская власть действительно активно строила школы и работала над увеличением числа обучаемых – но за пределами РСФСР. И никакие потери, нанесенные гражданской войной, этому не помешали.
Перед нами та самая "позитивная дискриминация" по этническому принципу.
<…>
В 1914 г. в границах будущей РСФСР было 77,3 тыс. школ, в 1927/1928 - 80,3 тыс.
На остальной территории будущей СССР в 1914 г. было 28,7 тысяч школ, а 1927/1928 г. – 38,8 тысяч.
По учащимся:
РСФСР: 1914 г. – 5684 тыс., 1927/1928 г. – 7578,5 тыс.
На остальной территории будущей СССР: 1914 г. – 2212 тыс., 1927/1928 г. – 3887,5 тыс.
3. Когда Ленин и Сталин строили школы за пределами РСФСР, их главной целью была так называемая «коренизация», в том числе украинизация национальных окраин, которая аукается нам до сих пор (ссылка 1, ссылка 2):
Ещё одна яркая деталь "позитивной дискриминации": во второй половине 1920-х школьный учитель в РСФСР получал в несколько раз меньше школьного учителя в УССР.
<…>
К началу 1940-х годов в РСФСР было меньше театров на единицу населения, чем в большинстве национальных республик, причем Армения, Таджикистан, Грузия, Киргизия, Туркменистан опережали РСФСР по этому показателю в три–пять раз.
Аналогичная ситуация была с музеями – в Эстонии, Латвии и Грузии было в два-три раза больше музеев на единицу населения, чем в РСФСР.
По числу студентов на единицу населения РСФСР опережали Украина, Азербайджан, Эстония, Латвия и лидеры высшего образования: Армения и Грузия.