С одной стороны, современное сельское хозяйство превосходит советское неизмеримо. Достаточно сказать, что мы уже не зависим безнадёжно от закупок канадского зерна, как во времена СССР, а сами экспортируем огромные объёмы зерна и прочего продовольствия за рубеж, заставляя тем самым стонать от боли тех самых канадских и американских фермеров, которые когда-то смотрели в нашу сторону со смесью презрения и жалости.
С другой стороны, неокоммунисты укоряют нас графиками, из которых следует, что при Брежневе страна производила в десятки раз больше тракторов, чем сейчас (пример).
Рассмотрев это противоречие диалектически, можно обнаружить, что никакого противоречия, собственно, и нет. Если коротко: один современный трактор заменяет чуть ли не сотню советских, что, собственно и объясняет «спад» производства. Нет смысла делать ещё больше мощных тракторов: фермерам такие объёмы просто не нужны.
Начнём с того, что советские заводы «гнали план», из-за чего качество тракторов было крайне низким. В норме срок службы трактора продолжителен: от 5-6 лет, если трактор работает в тяжёлых условиях и на износ, до 20-30 лет, если трактор находится в руках заботливого фермера и не имеет дела, например, с песком. Потом трактору нужен капитальный ремонт, и он может работать дальше.
В СССР было не так. Тракторы зачастую выходили с заводов уже сломанными, а если всё же доезжали до колхозов, то могли сломаться на поле всего лишь через несколько часов:
Причиной брака была нерыночная экономика: от заводов требовали «гнать план», при этом за низкое качество никого не наказывали. Если завод выпускал три тысячи тракторов за квартал, из которых треть сразу была сломанной или некомплектной, а остальные две трети — отвратительного качества, то директор получал премию и благоволение начальства. Но если бы директору завода пришло в голову выпустить вместо трёх тысяч бракованных полторы тысячи нормальных машин, то его немедленно сняли бы с должности за проваленный план — как Исаака Зальцмана, который нагрешил немало, но которого сняли с должности не за коррупцию, а именно за срыв плана выпуска тракторов. При этом варианта сделать трактора не «на троечку», а хотя бы на четвёрку, у директора не было вовсе, так как все поставщики материалов и компонентов тоже «гнали план».
Тяжесть ситуации усугублялась тем, что запчастей к тракторам не было. Или, точнее, какие-то запчасти были, но наладить выпуск именно тех, которые чаще всего ломались, плановая экономика не могла. Запчасти вообще представляли для советской экономики неразрешимую проблему: как-нибудь я ещё напишу об этом отдельно. Поэтому гниющий без дела трактор, к которому нет запчастей, был стандартным украшением колхозных пейзажей ещё со сталинских времён. Вначале во всём обвиняли кулаков, которые якобы портили технику, потом привыкли. После войны Ольга Берггольц отмечала уже стоящие трактора как обыденность:
Весенний сев … превращается в отбывание тягчайшей, почти каторжной повинности: государство нажимает на сроки и площадь, а пахать нечем: нет лошадей (14 штук на колхоз в 240 дворов) и два в общем трактора… И вот бабы вручную, мотыгами и заступами поднимают землю под пшеницу, не говоря уже об огородах. Запчастей к тракторам нет.
В теории колхоз мог бы купить, допустим, пять тракторов, после чего работать на двух, а оставшиеся три пустить на запчасти. На практике так не получалось, потому что ломалось в тракторах примерно одно и то же, из-за чего в ржавый отстойник вскоре шла уже вся закупленная партия. Убытки никого не волновали, так как советская экономика вознаграждала не за прибыль, а за объём. Цитирую из дневников Черняева, запись от 09 июля 1978 года:
Был пленум ЦК по сельскому хозяйству. Приводились ошеломляющие цифры, когда колхоз, совхоз, район, целая отрасль сельского хозяйства в области, давая продукции вдвое, втрое больше и перевыполняя план на 30-40%, с каждым годом становилась все убыточнее, заканчивали свои годовые балансы с огромным дефицитом и попадали во всё большие долги государству. Потому что новый трактор, например, производительнее, допустим, на 15-20%, а стоит он вдвое дороже.
Вынесу теперь немного комментариев из обсуждения тракторов в Дзене (ссылка):
Инженер на даче. Во-первых, тиражей в 250-300 тысяч тракторов в СССР не было никогда и не могло быть. Не позволяла производительность заводов. Даже не тракторных, а моторных. Если к тракторам приплюсовать комбайны, грейдеры, дорожные катки и экскаваторы (то есть машины на тракторных агрегатах), то можно было 250 тысяч в год один раз за три пятилетки наскрести. Но даже если допустить, что делали хотя бы 250 тысяч в год, то что это были за трактора? А это в основной массе были самоходное шасси Т-16, владимирский Т-25, липецкий Т-40. То есть трактора малой энергонасыщенности со слабыми двигателями воздушного охлаждения. Т-40, формально, был в одном классе (1,4 тс) с МТЗ-80. Но 37 л.с. на 1,4 тс тяги это не просто мало, это пренебрежимо мало. Поэтому работали такие трактора с черепашьей скоростью, солярку и масло жрали как не в себя, а их двигатели редко вырабатывали один сезон, особенно в жарком климате. Зачем было производить в таким количестве этот металлолом? Ведь один МТЗ-80 на деле заменяет примерно три Т-40, а по металлоемкости — сопоставим. Да трактористов в 3 раза меньше надо.
Впрочем, "Беларусей" было в годы СССР еще мало. Их выпуск нарастили уже в лихие 1990-е. И да, Минский тракторный завод — это Республика Беларусь. А еще за пределами России остались два крупных Харьковский завода: один делал ДТ-54, Т-74, Т-160, а второй — "шассики" Т-16. Павлодарский тракторный завод делал ДТ-75, причем в больших объемах, чем Волгоградский. Ташкентский тракторный завод тоже немало тракторов делал, пусть и небольших. В России же делают трактора более серьезных классов: "Кировец", ЧТЗ, АТЗ (сегодня — Алтайлесмаш), Четра, РСМ.
Один "Кировец" или РСМ заменяет штук пять ДТ-75 и штук пятнадцать Т-40. А если сравнивать с Четрой (хотя это промышленный трактор, а не сельскохозяйственный), то у них тоже есть модель Т-40, внезапно. Только 40 — это сила тяги в тоннах, а не мощность в лошадиных силах, как у липецкого Т-40. В принципе, если на базе Четра Т-40 сделать сельхозмодификацию, она полсотни советских тракторов заменит.
ЮВМ. Действительно, большинство тракторов производилось в союзных республиках и многим из них не хватало мощности и надежности.
Но говорить, что один очень мощный трактор заменит 50 маломощных, не совсем корректно: не сможет он тащить сразу 50 плугов и качественно пахать. Работа для небольших тракторов всегда найдется и везде. Другое дело, что мощных Кировцев очень не хватало — это верно.
Инженер на даче. Во-первых, мощный трактор ведет обработку на повышенных скоростях. Тут даже можно вспомнить Т-150, который был вдвое мощнее ДТ-75, но пахал на скорости в 2,5 раза выше. Во-вторых, мощный трактор тянет за собой не плуг, а широкозахватный однопроходный почвообрабатывающий комплекс, который выполняет безоборотное рыхление, посев, внесение удобрений, выравнивание следа. Берем не самый широкий комплекс типа ПК-10 (10 метров захват). Работает с ним тот же РСМ-2375 на скорости около 25 км/ч. Один. Плюс пара МТЗ подвозит к нему семена и удобрения. Считаем обработанную площадь за час. Пусть даже у нас поле не очень большое и средняя скорость не 25, а 15 км/ч: всё равно получается 15 гектаров в час.
Теперь выгоняем на те же работы советские трактора. Впереди идет ДТ-75 с плугом. Средняя скорость на пахоте около 6 км/ч. Ширина захвата плуга 1,4 м. То есть примерно 0,85 га/ч на один трактор. То есть на 15 га почти 18 часов. Дальше нужно сеять. Берем сеялку СЗ-3,6 с шириной 3,6 метра. Т-40 как раз одну такую тянет, ЮМЗ или МТЗ — по две, правда, на пределе. Скорость у Т-40 будет около 8 км/ч, МТЗ — 12-15 км/ч. То есть примерно 3 га/ч если на Т-40 и около 5 на МТЗ. Соответственно на посев 15 га от 5 до 3 часов. То есть на 15 га нужно 23 часа. А это мы еще след на ровняли, удобрения не вносили и стерню не лущили. Так что не в 50 раз, но в 20 — точно.
Денис Ц. Versatile Ростсельмаш в 2010 году поставил рекорд Гиннесса, обработав за сутки 407 гектар. Максимальное достижение советского времени — 6 гектар/74-й, 8 гектар/150-й. Также надо учесть, что к одному советскому рабочему трактору прилагались 10-12 нерабочих, новых, никогда не заводившихся доноров запчастей.
Если перемножить, получается что один Versatile от Ростсельмаша способен заменить 150 тракторов ДТ75, причём на следующий год Versatile продолжит работать, а вот ДТ75 придётся покупать уже новые.
Кстати, в колхозные времена норма была 1,2 гектара на корпус. 150-й пахал максимум 10 гектар за 12 часов по 25см пахоте (поверхностная вспашка). 90-й — максимум 8.
ЮВМ. Но есть и другие нюансы. Вы обращали внимание, что у забугорных комбайнов огромные длинные захваты жаток, а у нас много меньше? В основном потому, что у них поля выровнены идеально, как стол, а у нас — нет. Встречаются перепады, холмики и ямы, где тот же ваш комплекс на 10 метрах может оставлять проплешины.
Просто у них там не было раскулачиваний и колхозов, поэтому хозяева земли постоянно в неё вкладывались, улучшали поля. В колхозах же боролись за план, соцобязательства и отчеты перед райкомом.
Глеб Г.. Ещё до революции в Российской Империи производили локомобили, предшественников тракторов (плакат).