Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Школьница ушла из «сильной» школы, чем весьма и довольна

Собака и паук.jpg

Полгода назад мы обсуждали проблемы гимназий-лицеев, обучение в которых строится по принципу бамбуковой палки. Знаете, как в фильмах про седых мастеров боевых искусств, которые чуть ли не пытают учеников во время изнурительных тренировок, чтобы вырастить из них достойную смену. Чуть что не так — удар бамбуковой палкой по голове.

Тогда, в апреле, я опубликовал историю школьницы, которая перешла из «сильной» школы в нормальную (ссылка). Публикую теперь новое письмо, с продолжением:

Здравствуйте, Олег!

Начала писать письмо в июле, а заканчиваю в октябре.

Читала тот самый пост про сильные школы и все комментарии, спасибо за этот опыт! Если раньше меня могли расстроить комментарии в духе «ребёнок очевидно не тянет программу, а его продолжали пихать в школу для ботанов», то сейчас я понимаю, что это не имеет никакого отношения ко мне и моей дочери.



В вашем посте есть фраза «Если взять только что поступивших в физматшколы детей и отправить их в самую обычную районную школу, они тоже покажут на выпуске хорошие результаты». Это правда. Учебный год завершился с очень достойными результатами по всем предметам. Честно сказать, я и не помню всех итоговых оценок, расслабилась совсем. Точно скажу, что нет троек и неожиданно много хороших и адекватных оценок.

Сейчас уже нет такого тревожного ожидания нового учебного года, когда буквально всю семью волновал один вопрос: сколько слов, текстов и диалогов будем учить к зачёту? Какую новую программу обучения выберет учитель математики, чтобы дети не пользовались ГДЗ? Это первое лето, когда я не считаю дни до школы и не думаю, что скоро начнётся настоящий ад, который к обучению не имеет отношения.

Делюсь с вами некоторыми улучшениями жизни после ухода из сильной школы. Первое и самое большое достижение — дочь смогла спокойно и без особого напряжения окончить музыкальную школу — просто появилось больше свободного времени и сил для репетиций. Мне кажется, что за последние полгода сильно увеличилось желание играть и проявлять свои музыкальные способности. На этой волне она получила призовое место в конкурсе, в котором сама вызвалась участвовать.

Второе значимое событие — почти полностью восстановилось здоровье. Последний наш визит к врачу был в июле. Он буквально с порога спросил, что произошло с ребёнком и почему мы все такие счастливые. Когда он узнал, что мы перешли в другую школу, поздравил нас и сказал, что это было самое правильное решение. Часто именно школьная нагрузка и обстановка становятся триггером для медицинских проблем.

Третье важное событие — дочь стала участвовать в городских волонтерских проектах и реализует весь свой потенциал общительности, мотивации и самостоятельности, который был сильно подавлен хронической усталостью. Столько важных навыков активизировалось сразу — она сама записывается, проходит инструктаж, договаривается с организаторами, приезжает, без проблем выполняет обязанности и много общается с разными людьми. Приятно, что организаторы понимают, что имеют дело с подростками, поэтому адекватно к ним относятся: с одной стороны есть требования, которые все должны соблюдать (чистая голова и одежда), с другой стороны — они знают, как мотивировать и предоставляют питание, мерч и отдых. Я и муж только заполняем документы и на всякий случай проверяем безопасность всех мероприятий.

Дочь хочет поступить на бюджет в какой-нибудь технический вуз и набирает дополнительные баллы за счёт волонтёрства, олимпиад, дополнительного образования.

В той самой школе ничего не изменилось, кроме того, что двое бывших одноклассников остались на второй год (очень сильная школа, правда?). Несколько ребят из прошлого класса последовали нашему примеру и ушли из этой школы).

В общем, у нас сплошная радость и надежда на благополучное и спокойное обучение.

Сейчас октябрь, дочь погоревала по поводу начала учебного года и всей обязаловки, которую нельзя исключить и минимизировать даже в самой замечательной школе. Конечно, ей больше нравится ходить на разные волонтёрские мероприятия, где она чувствует свою ценность и понимает, что от её участия и активности действительно зависит многое. Старания её были вознаграждены — она получила целый мешок мерча от волонтёрских проектов. Следующая ступень в карьерной лестнице — лидер команды волонтёров, которым она мечтает стать, поэтому при первой возможности записывается на обучение или мероприятия.



На мой взгляд, проблема всех «сильных» школ, равно как и современной системы образования в целом, заключается в том, что там слишком много суеты и слишком мало здравого смысла.

Типичный предмет в школе представляет собой механистическое заучивание справочника. Справочник замаскирован под учебник, однако в сухом остатке суть почти всегда именно в этом: школьнику надо заучить список фараонов наизусть.

Особенно забавно, когда школу хвалят за то, что она «учит думать». Как верно пишут читатели, зазубривание справочников — это не «думать», это нечто противоположное. Школа учит бездумно подчиняться приказам, выполнять явно бессмысленные задания и отчитываться за их выполнение начальству.

В «сильных» школах — ставлю слово «сильные» в кавычки — теоретически должны применять другой подход, то есть, например, действительно учить школьников думать. Этот навык развивается при помощи изучения формальной логики, философии и риторики — но, опять-таки, когда эти предметы дают не в виде справочника фигур и силлогизмов, а по-настоящему, всерьёз.

На практике, однако, «сильные» школы обычно отличаются от «слабых» только тем, что там требуют учить больше страниц справочника наизусть, и тем, что там строже проверяют, действительно ли школьники заданный им список фараонов запомнили. Вот кадр из фильма «Идиократия» — молодой человек пытается всунуть прямоугольный брусок в круглое отверстие:

Идиократия.jpg

Такая сцена является стандартной и для слабых школ, и для сильных. Разница же в том, что в сильных школах прямоугольный брусок таки просовывают в круглое отверстие — при помощи хлыста, двоек и грубых слов. Прошедшие испытание потом с гордостью вспоминают, какими требовательными были учителя, и как сложно было их задания выполнять…

А вот немного о реальной эффективности школ, спасибо комментаторам за ссылку (ссылка):

Подведены итоги репетиционного Единого государственного экзамена по математике, который проводил в столице Московский институт открытого образования (МИОО). Пробную работу выпускники писали еще 17 марта. Результат неутешителен — 30 процентов школьников не справились с простейшим заданием. Ребятам, завершившим полный курс среднего образования, была предложена простейшая бытовая задача. «1 января электросчетчик показывал 88’742 кВт⋅ч, а 1 февраля — 88’940 кВт⋅ч. Стоимость одного киловатт-часа — 3,5 рубля. Сколько надо заплатить за электричество за январь?». Правильно рассчитали сумму к оплате только 70 процентов участников испытания. Все остальные не смогли правильно вычесть и умножить. Самый смелый выпускник накалькулировал, что заплатить ему придется 260 тысяч рублей.



Расчёт суммы к оплате — это примерно программа третьего класса обычной школы. Как видите, 30% выпускников московских школ — далеко не самого дикого региона — с задачей не справились. Причину я указал выше: процесс учёбы в современной школе состоит или из заучивания справочников (в обычных школах), или из усиленного заучивания справочников (в «сильных» школах). При этом никому даже в голову не приходит проверять, действительно ли материал усвоен. Некогда: программа движется вперёд, надо новые справочники учить.

Вообразите, что ребёнок на протяжении восьми лет ходит в музыкальную школу по классу фортепиано. Учится, получает оценки, потом диплом. Фортепиано — пять, сольфеджио — пять, музыкальная литература — пять, ансамбль — пять, хор — четыре. На следующий день выпускник приходит в гости к родственникам. Его сажают за пианино, дают ноты, просят сыграть по нотам начало собачьего вальса. А он… не может. Не умеет. Не понимает, как эти смешные закорючки на нотном стане соотносятся с клавишами, да и даже если бы понимал, пальцы у него с нужной скоростью шевелиться не способны. Чем он занимался на протяжении 8 лет — совершенно непонятно.

В мире здравого смысла такое невозможно. В такой ситуации разразился бы страшный скандал: «Да как же он служил в очистке?!».

Однако в наших общеобразовательных школах 30% учеников не знают даже элементарной арифметики, но это считается… нормальным. Проблему заметают под ковёр, делая вид, будто со школами всё нормально.

Я знаю: мне сейчас скажут, что существуют по-настоящему сильные школы, и даже назовут конкретные номера. С одной стороны, да, это так. Полагаю, выпускники физматшкол с задачей счётчика электричества расправятся легко. С другой стороны, львиная доля успеха выпускников физматшкол обусловлена тем, что туда изначально отбирают самых способных детей.

Хотите поспорить? Тогда, пожалуйста, покажите мне полноценные исследования, где сравнивают эффективность разных методик обучения. Ну, как в медицине, когда 1000 пациентов получает экспериментальный препарат Фуфлотек, а другая 1000 пациентов — таблетки-пустышки, и потом врачи сравнивают результаты. Пока таких исследований нет — а их нет — я останусь при мнении, что современная система образования крайне неэффективна, и что «сильные» школы сколько-нибудь значительных преимуществ своим выпускникам не дают.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 109 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →