В школе, как известно, не учат самостоятельности, а муштруют. Могли бы учить, благо способов есть множество, а времени у школьников — целые вагоны, но не учат. Так как загнать детей хворостиной в класс и начитывать им учебник, пока они терпеливо ёрзают за партами, бюрократически проще, чем организовывать адекватный учебный процесс.
Хотя, казалось бы, введите школьную валюту, платите ей школьникам за решение задач и сдачу экзаменов, начисляйте им «экспу». Выдавайте квесты, продвигайте по веткам развития, чтобы школьники прокачивали выбранный ими класс персонажа — с упором на математику, например, или на биологию, или на иностранный язык…
В общем, ничего подобного в школах не делают. Школьников приучают работать по другой схеме:
1. Начальник дал задание, при этом не потрудился объяснить, зачем ему это надо, зато зануднейше разжевал, каким именно способом ты должен это задание сделать.
2. Ты сделал задание по инструкции.
3. Если сделал задание хорошо, никакой награды нет. Если сделал задание плохо или не сделал вовсе, получаешь небольшой словесный нагоняй, который, впрочем, не влияет на твою зарплату, так как зарплаты у тебя нет.
В принципе, неплохая тренировка для работы в трудовом лагере или в советском НИИ, но для самостоятельной жизни подходит не очень. Поэтому если мы хотим развивать экономику России (спойлер: мы хотим), нам нужно где-то выращивать в том числе и тех, кто может работать сам, без начальника за спиной. Под «начальником» я тут имею в виду не только шкрабов, которых сама образовательная среда вынуждает брать в руки кнут, но и адекватных начальников из взрослой жизни, которые скорее сотрудничают со своим коллективом, нежели командуют им. В работе по найму нет ничего плохого, и я сам при иных обстоятельствах с радостью работал бы бухгалтером, однако стране нужны не только бухгалтеры, но и Генри Форды — самостоятельные предприниматели, строящие, например, заводы.
Забавная часть в том, что самостоятельности школьник может научиться в месте, от которого педагоги с родителями оттаскивают его за хвост, то есть… в компьютерных играх. Так как если в классе ты маленький винтик, которому шестерёнка побольше пересказывает учебник, утверждённый в министерстве и составленный на основе исследований далёких (и давно мёртвых) научных светил, то в компьютерной игре ты являешься главным героем, вокруг которого вращается весь сюжет.
Свой бизнес у меня уже около 25 лет, и я нахожу, что хорошие компьютерные игры готовят предпринимателя к реальной работе гораздо лучше, чем любой другой вид обучения, включая школы, вузы, книги, тренинги и всякий специализированный МВА. Потому что хорошие компьютерные игры — это, например, симуляторы, в которых можно раз за разом строить структуры для заработка денег и добиваться их работы в устойчивый плюс. До степени смешения похоже на настоящую работу бизнесмена — разве что управление в реальной жизни идёт не через мышку, а через сообщения в WhatsApp и письма по электронной почте.
Предвосхищая вопрос — нет, конкретные названия игр сегодня перечислять не буду. У меня в блоге есть тэг «Игры», там я пишу про игры, которые считаю достойными рассмотрения. Вот там вариантов достаточно, хоть некоторые из них уже к настоящему времени и устарели (ссылка).
Следующей ступенью, которую большинство также недооценивает, является статус самозанятого. В соцсетях обычно смеются, стараясь обесценить чужую попытку вылезти из ведра с крабами — дескать, что это за мамкин бизнесмен, который ишачит по 12 часов в день, чтобы получить в итоге доход, как у кассира из «Пятёрочки». Однако если у вас нет важного папы, который купит вам на совершеннолетие автосалон или назначит вас на должность директора департамента в Газмяссталь, первоначальный капитал, равно как и первоначальный реальный опыт придётся зарабатывать с низов. Статус самозанятого позволяет пройти первую ступень с максимальным комфортом — с околонулевыми налогами и околонулевой бюрократией. Когда же обороты перестанут укладываться в лимиты, можно будет уже сменить статус на «индивидуального предпринимателя» и постепенно расти дальше.
Таким образом, мы наблюдаем стройную и логичную, но совершенно неочевидную для большинства систему подготовки кадров.
1. Школьники играют в компьютерные игры, усваивая в процессе не только базовые навыки управления предприятием, но и шаблоны самостоятельного мышления.
2. Люди постарше оформляют статус самозанятого и начинают заниматься мелкими гешефтами — например, чинят мобильные телефоны, прокладывают локальные сети или торгуют в интернете разным барахлом.
3. Самозанятые постепенно вырастают в ИП и «занимают» уже не только себя, но и наёмных сотрудников.
4. Из питательной среды микробизнеса и малого бизнеса проклёвывается средний бизнес, а из среднего бизнеса — уже крупный.
Давайте теперь спросим обывателя, который требует в своём блоге строить побольше заводов, откуда эти самые заводы должны появиться. Удовлетворительного ответа мы не получим. Если отбросить в сторону антинаучные фантазии неокомми про сталинскую индустриализацию, мы обнаружим, что вопрос появления крупных капиталистов подвешен в воздухе. Как именно Василий Пупкин, который сейчас учится в восьмом классе, должен через 20-30 лет открыть инструментальный завод в Сызрани, обыватель не задумается. Вероятно, какие-то инопланетяне должны прилететь со своими деньгами с Марса, чтобы наклепать в России производственные цеха…
Вместо завершения поста замечу, что за последние десятилетия работу изложенной выше карьерной механики я много раз наблюдал лично. Вот школьник увлекается компьютерными играми, вот он вырос и занимается в свободном полёте всякими мелкими сделками, а вот ему уже за тридцать, и у него вполне взрослый и устойчивый бизнес, с прицелом на дальнейший рост.
PS. Скриншот из игры Repair This! — симулятор мастерской по ремонту мобильных телефонов. Игра забавная, но не до такой степени, чтобы я решил сделать про неё отдельный обзор. Применительно к теме сегодняшнего поста: в реальной жизни держать мастерскую по ремонту телефонов значительно проще, чем в этой игре.