1. Матёрый релокант Дмитрий Некрасов, занимавший ранее высшее положение в иерархии иноагентов, а ныне проживающий на Кипре, пишет, что экономика России столь крепка, что врагам разумно было бы считать наши ресурсы бесконечными. Цитирую из экстремистской соцсети господина Цукерберга (ссылка 1, ссылка 2):
На третьем году войны стоило бы изучать уже не столько российскую экономику, сколько ментальные проблемы людей, которые продолжают верить в никогда не сбывающиеся прогнозы о ее скором крахе, высказанные все теми же лжепророками, которые за два года ни разу не дали правильных предсказаний (и не слушать тех, чьи экономические прогнозы сбывались. <…>
Горящий от попадания дрона НПЗ – это просто картинка, которая ничего не говорит о вероятности возникновения дефицита топлива. Первым реальным сигналом о том, что кто-то в правительстве РФ хотя бы теоретически допускает, что атаки на НПЗ могут создать хоть какие-то минимальные проблемы для армии, будет рост акцизов на топливо. Не на 5% в год, как сейчас, а хотя бы на 25%. Вторым – кратное увеличение акцизов. В стране, где гражданское потребление топлива во много раз превосходит военное, никаких других мер понадобится не может даже в теории. <…>
Вот уж два года многие лжепророки о проблемах российской экономики мусолят тему о неких «замороженных в Индии рупиях», которые Россия не может забрать. Однако факт того, что у кого-то из российских экспортеров есть какие-то проблемы с платежами из Индии, не дает нам никакой информации о системе в целом. От слова «совсем».
Для понимания происходящего в реальности значение имеет лишь тот факт, что весь период войны российский экспорт в Индию не только продолжался, но и рос в объемах. И никак невозможно себе представить, что многие тысячи частных бизнесменов из России продолжали посылать в Индию товары, не имея возможности выручить за них деньги. Если у кого и возникали проблемы, то в массе они их решили. О проблемах с расчетами может свидетельствовать только сокращение товарооборота и ничего больше. <…>
Аналогично, постоянно выдергиваются и массово тиражируются новости о чьих-то проблемах с китайскими банками или о вторичных санкциях, применяемых к этим банкам. И это снова информация, создающая лишь ложные представления о происходящем. <…>
Здесь уместна осмеянная фраза Путина про «всерьез не начинали». Даже в США, когда они воевали «всерьез», запрещалось производство автотранспорта для частных нужд. Во «всерьез» воюющих странах забирают частные автомобили и трактора для фронта, а не производят их сотнями тысяч для гражданских потребителей. Даже автомастерские, не говоря уже об автозаводах, мобилизуют на производство чего-то околовоенного. Наверное, ГАЗ не способен производить танки, но вроде бы большинство экспертов говорят, что значение танков резко снизилась. Нужна самая разнообразная бронетехника. И если ГАЗ вместо этой бронетехники производит новый псевдопремиальный автомобиль, то очевидно, что серьезных проблем с бронетехникой никто не ожидает. <…>
И в 2022, и в 2023 были поставлены рекорды по вводу жилья за всю историю этой страны. В 2023 было введено 110 млн квадратных метров жилья. <…>
По состоянию на 2023 год в строительстве было занято 11,5 миллионов человек. Это в 2-3 раза больше, чем вся совокупность занятых в армии, ее обеспечении и на предприятиях ВПК. <…>
…всё военное потребление стали за полгода 2024 составило максимум 0,9 млн тонн и выросло максимум на 0,2 млн тонн к аналогичному периоду прошлого года. За тот же период в стройке было закопано 18,2 млн тонн(!). Сокращение гражданского строительства до уровня начала 2010-х позволит увеличить потребление стали ВПК в 10 раз. <…>
Всерьез воюющие страны не имеют бюджетного дефицита 2% ВВП. В США 1943 дефицит был 27% ВВП, в Англии во время войн не раз превышал 30%, про Германию даже говорить бессмысленно. Сегодняшний дефицит бюджета воюющей России меньше, чем в абсолютном большинстве не воюющих развитых стран. Всерьез воюющие страны не тратят на выплату пенсий пенсионерам в 1,5 раза больше денег, чем на военные расходы. <…>
…за 2023 год длинна линий метро+наземки в Москве увеличилась на эквивалент 2 киевских метро. За год введено 2 киевских метро, Карл! Ну или 4/5 от метро Берлина за один военный год в якобы испытывающей проблемы экономике. <…>
Есть байка, что, когда долгие споры проектировщиков о параметрах лунного грунта ни к чему не привели, Королев написал резолюцию: «для целей проектирования лунохода считать Луну твердой». Так вот. Для целей анализа перспектив войны в Украине следует считать российские экономические ресурсы бесконечными. От слова «совсем».
2. Как ни странно, в 2024 году ещё находятся люди, которые считают, что в России нет компаний и брендов мирового уровня. Комментарий Глеба Г. по этому поводу (ссылка):
[Вы просите назвать хоть несколько российских промышленных брендов известных на весь мир]. Слушайте, ну для кого на Дзене каналы типа «Сделаноунас», а? Нате, ловите:
«Трансмашхолдинг» и «Синара» — крупнейшие производители подвижного состава. «Трансмашхолдинг» стабильно занимает лидирующие места в мировом рейтинге. Машиностроительная компания «Уралвагонзавод», входящая в состав «Ростеха», — один из мировых лидеров по производству танков. Также в 2012 году «Уралвагонзавод» выпустил 28 тысяч вагонов, поставив тем самым мировой рекорд. Ещё один гигант вагоностроения — «Объединённая вагонная компания» (ОВК), на долю которой, по разным оценкам, приходится 17% мирового производства.
Компания «Транзас Навигатор», которая выпускает навигационные системы, — беспрецедентный случай конкурентоспособности. Их аппаратура стоит на тринадцати тысячах судов как коммерческих, так и на патрульных и военных в нескольких сотнях стран. Ещё 205 навигаторов несут службу в 100 портах 55 стран. Чего только стоит авианосец «Шарль де Голль», на котором установлены российские электронные карты.
Компания «Волга-Днепр» — ещё один мастодонт международного рынка. На ней — 50% мирового рынка авиаперевозок уникальных и сверхтяжёлых грузов. На «Росатом» приходится 67% мирового строительства АЭС. На долю «Газпрома» — 12% мировой и 66% российской добычи газа. По итогам 2019 года российская компания КамАЗ занимает 16-е место в мировом топе главных производителей тяжёлых грузовых автомобилей. Горнодобывающая и металлургическая компания «Евраз» помимо России имеет активы в Америке, Канаде, Италии, Чехии, Казахстане. Это мировой лидер по производству стали, рельсов, а также самого редкого на планете чёрного металла ванадия, жизненно необходимого для нормального функционирования аэрокосмической, оборонной, энергетической и других сфер.
На долю компании «Монокристалл» приходится 47% мирового производства искусственных сапфиров.
3. Русский Газпром, который стал главной целью западных экономических санкций и западного саботажа, демонстрирует неплохие результаты (ссылка):
Выкуп доли Шелл в проекте «Сахалин-2», рост экспорта в Китай, а также сильный нефтяной бизнес позволили «Газпрому» выровнять свои финансовые показатели по МСФО в первом полугодии. Компания получила чистую прибыль в 1 трлн руб., выручка выросла на 24% год к году, до 5 трлн руб. Снижение показателя чистый долг/ЕБИТДА до 2,4х в теории позволяет компании вернуться к выплатам дивидендов по итогам года. Аналитики называют результаты компании неожиданно сильными, рынок отреагировал ростом акций на 6%. <…>
Сокращение экспорта газа в Европу (некогда ключевой рынок для «Газпрома») и снижение экспортных цен в первом полугодии были отчасти компенсированы ростом экспорта в Китай по «Силе Сибири».
По сообщению «Газпрома»… чистая прибыль… увеличилась на 26% к аналогичному периоду 2023 года, до 800 млрд руб.
Как видите, даже Газпром, который был сильнейшим образом завязан на западный рынок, и который наши власти иногда используют как свою корову на чёрный день, сумел менее чем за два года разобраться со значительной долей вызванных санкциями проблем. У многих других русских компаний ситуация значительно лучше — некоторые из них, собственно, даже получили благодаря санкциям отличные возможности для роста.