1. С отличной скоростью выполняются цели, поставленные Владимиром Путиным для России в начале его очередного президентского срока (ссылка):
Согласно документу [майскому указу Президента], Правительство должно снизить долю иностранной продукции в ВВП с 18,7% в 2023 г. до 17% в 2030 г. Этот показатель может быть достигнут уже в этом году, допустили опрошенные «Ведомостями» аналитики. По оценкам ЦБ, за первую половину 2024 г. импорт товаров и услуг составил $174,7 млрд. Это на 7,4% ниже, чем годом ранее, при этом ожидается, что ВВП по итогам этого года вырастет более чем на 3%. Такую оценку в июне давал заместитель руководителя администрации президента Максим Орешкин. Согласно апрельскому прогнозу Минэка, рост реального ВВП ожидался на уровне 2,8%. В номинальном выражении показатель прогнозировался в 191 трлн руб., или более $2 трлн по ожидаемому ведомством курсу в 94,7 руб./$. Сейчас нацвалюта существенно крепче – 87,6 руб./$.
Если импорт опустится до 17%, то это станет уже второй поставленной президентом целью, которую получилось выполнить досрочно. Россия вошла в четверку крупнейших экономик мира по показателю ВВП по паритету покупательной способности, сообщал ранее Всемирный банк, который проводит такие расчеты. Достичь этого к 2030 г. Владимир Путин поручал в послании к Федеральному собранию.
2. Импортозамещение, – на удивление скептикам, – успешно идёт даже в лёгкой промышленности, рынок которой, казалось бы, давно и прочно захвачен азиатскими странами. Многие удивятся, но Россия сейчас сама производит почти половину потребляемой в стране одежды (ссылка):
Производство одежды в России за год выросло на 37% — только в мае на территории страны было произведено 2,2 млн предметов. Таким образом, доля российских товаров на рынке легкой промышленности составила 46%, сообщили «Газете.ru» в пресс-службе ЦРПТ (оператора государственной системы маркировки «Честный знак»).
По данным ЦРПТ, куртки занимают треть от всего объема произведенной одежды. В мае текущего года производство этого товара достигло 738 тыс. единиц, что на 12% больше, чем годом ранее. Также на 49% увеличилось производство блузок (до 327 тыс. единиц) и на 54% — ветровок (до 170 тыс. шт.). При этом последние два вида продукции занимают только второе и третье места по количеству продаж.
Вместе с тем на 32% (до 2,5 млн единиц) сократилось и количество импортной одежды. Больше всего снизилось число поставок пуховиков (минус 60% за год). Кроме того, ввоз пальто уменьшился на 48%, курток — на 46%, жилетов — на 44%, плащей — на 30%, а блузок — на 7%. При этом импорт ветровок увеличился на 26%.
3. Проблему санкционных запчастей в российской авиации будут решать жёсткими, но справедливыми мерами — пиратским копированием оригиналов (ссылка):
Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и его заместитель Мурат Хапсироков направили на отзыв в правительство разработанный ими законопроект, которым предлагается позволить отечественным предприятиям промышленности производить неоригинальные запчасти к самолетам. Об этом сообщает ТАСС.
По словам сенатора Кутепова, речь идет о возможности запустить сегмент производства неоригинальных деталей к самолетам, рынок которых развит в США, Китае, что позволяет снижать зависимость от оригинальных компонентов, не влияющих на безопасность. Он отметил, что в связи с санкционными ограничениями задуманные изменения очень актуальны.
В пояснительной записке к законопроекту также указывается, что китайские и иранские поставщики таких деталей, установка которых на российские самолеты разрешена властями, сейчас имеют привилегии по сравнению в отечественными предприятиями.
Ожидается, что требования к изготовителям комплектующих изделий будут устанавливаться Федеральными авиационными правилами, а право на производство и установку деталей будет давать занимающийся сертификацией гражданских воздушных судов уполномоченный орган (Авиарегистр России). Соответствующие изменения предлагается внести в Воздушный кодекс РФ.
В ответ на санкции США, Канады, Евросоюза против российской авиационной отрасли в России разрешили устанавливать на воздушные суда импортные комплектующие, изготовленные в третьих странах, а не в стране разработчика самолета. В перечень, в частности, внесли Иран, Египет, Узбекистан, Израиль, Мексику, Турцию, Индию, Бразилию, Китай, ОАЭ. Позднее Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в которую входят крупнейшие российские авиакомпании, предложила расширить список стран, у которых закупают запчасти.