Счетовод пишет (ссылка), что западные аналитики снова нас недооценили. Они полагали, что в России купят в 2023 году всего лишь 670 тысяч легковушек, а согласно оптимистичному прогнозу — 800 тысяч. В реальности в 2023 году было продано 1058 тысяч автомобилей, то есть больше, чем в самых смелых ожиданиях Форбса и ПВК.
Что ещё интереснее, за первые полгода 2024 года продажи составили уже 713 тысяч новых легковых машин. Если механически экстраполировать на весь 2024 год, мы получим годовой объём продаж в 1426 тысяч, то есть… 92% от докризисного уровня.
Посмотрим на продажи по годам:
2021 — 100%
2022 — 40%
2023 — 68%
2024 — 92% (грубый прогноз)
Так как принципиально в автопроме у нас всё в порядке — запускаются новые производства, восстанавливаются старые, отлаживаются каналы импорта — мы можем ожидать возврата к докризисным объёмам продаж уже в 2025 году. И так как денег у россиян значительно больше не стало, продавцы обнаружат себя на весьма конкурентном рынке: в условиях изобилия автомобилей за покупателя придётся бороться.
Сейчас на справедливое возмущение ценой дилеры пожимают плечами: «поищите дешевле». Возможно, уже в 2025 им придётся вместо этого давать серьёзные скидки, так как у покупателей появится широкий выбор.
Я не уверен, что столь быстрое восстановление объёмов продаж — хорошая новость. Наш автопром нуждается в глубокой модернизации: значительную часть компонентов надо импортозаместить, зачастую переведя при этом с западных чертежей на восточные (китайские, индийские, иранские). На модернизацию нужны время и деньги.
Было бы надёжнее, если бы у наших производителей было больше времени: допустим, 10 лет хорошего рынка, на котором с руками отрывают любой отечественный автомобиль, по какой бы цене он ни отгружался с завода. Однако, как я показал выше, оранжерейные условия могут закончиться уже в следующем году. Дальше нашим автозаводам придётся конкурировать с импортом из Китая, и далеко не факт, что курс рубля будет достаточно низким, чтобы китайские машины оставались комфортно дорогими.
Впрочем, с другой стороны, наш автопром достаточно бодро строил и расширял заводы даже в нулевых годах, когда засилье импорта из Европы, Японии и Южной Кореи было удушающим. Сейчас мы подготовлены к конкуренции лучше, так что я всё равно надеюсь на стабильное развитие отрасли: на всё более глубокую степень локализации и на быстрый рост экосистемы, то есть на открытие заводов по выпуску автокомпонентов.
К примеру, в июле в Заволжье стартовало производство автомобильных жгутов (ссылка) мощностью в 300 тысяч машинокомплектов в год. Полагаю, в ближайшие годы такого рода проекты в России будут запускаться десятками.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →