Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Счастья нет

Я никогда не стану счастливым.

Точнее, я надеюсь, что я никогда не стану счастливым. Почему? Попытаюсь объяснить.

Возьмём, к примеру, шкалу голод/сытость. Люблю ли я покушать? Да. Хочу ли я быть всё время сытым? Нет. Ни в коем случае. Во-первых, если я буду всё время сытым, я лишу себя удовольствия от поглощения пищи и лишу себя удовольствия от удовлетворения голода. Во-вторых, когда я сыт, я чувствую себя сонным разморенным животным, которому нужно лечь в какое-нибудь тихое тёплое место, свернуться клубком и уснуть. Ощущение приятное, но… я не готов быть сонным животным всю свою жизнь.

Или возьмём, скажем, шкалу устал/отдохнул. Хочу ли я всё время чувствовать себя отдохнувшим и полным сил?

Нет. Потому что мой организм сигнализирует мне об усталости не просто так. Организм даёт мне информацию — когда пора отдохнуть. Человек, который принял допинг и отключил себе чувство усталости, подобен автомобилю, на котором сломан датчик уровня топлива. Этот человек банально не знает, когда его силы кончатся и он упадёт без сил либо испортит себе что-нибудь чрезмерной нагрузкой.

Дальше. Возьмём шкалу боль/удовольствие. Нравится ли мне чувствовать боль? Нет. Люблю ли я чувство удовольствия? Люблю. Но ни отключать боль, ни выкручивать на максимум удовольствие я не собираюсь.

Существует болезнь, страдающие которой не чувствуют боли. Это очень опасное заболевание. Процитирую вот отсюда (источник):

«Очень редко те, кто не чувствует боли, доживают до двадцати лет. Часто эти люди погибают от аппендицита — они не могут пожаловаться на боль в правом боку, слишком поздно замечают, что у них проблемы, — к тому времени уже начинается смертельное воспаление. Они умирают от обморожения, тепловых ударов, от более банальных причин: например, заражения крови после незамеченной царапины, а при инфаркте они не чувствуют, что нужно вызвать врача».

Существуют также вещества, при приёме которых внутривенно человек получает эйфорию. Что происходит с теми, кто употребляет такие вещества постоянно, думаю, понятно.

Боль и удовольствие — это жизненно важные для человека чувства. И, пожалуй, куда как безопаснее лишить человека, например, зрения, чем лишить его возможности чувствовать боль.

Вернёмся теперь к счастью. Какие манипуляции мы можем сделать со шкалой горе/счастье?

Для начала, мы можем, путём приёма транквилизаторов, эту шкалу отключить. Некоторые современные транквилизаторы можно (под контролем врача) принимать десятилетиями, без особого вреда для организма.

Лично мне, однако, жизнь под транквилизаторами напоминает жизнь на пенсии, когда огромный некогда мир вокруг тебя скукоживается до походов в магазин и просмотра телевизора. Полагаю, мне ещё рано на покой.

Второй способ «подкрутить» шкалу горе/счастье — это… употребить сильнодействующие вещества, которые делают тебя счастливым. Некоторые из этих веществ, опять-таки, достаточно безопасны, чтобы можно было их употреблять десятилетиями. Вместе с тем, мало кто будет завидовать даже обеспеченному наркоману, у которого всегда есть деньги на вещества и нет проблем с государственными карательными органами.

Подведу итог. Быть счастливым человеком — это болезнь. Здоровый человек иногда радуется, иногда грустит, а большую часть времени чувствует себя «нормально» — умеренно счастливым или немного грустным.

Поэтому «искать дверь в Лето», гоняться за счастьем, пытаться силой изменить показания своих приборов — это, на мой взгляд, в корне гнилая идея.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 196 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →