1. Если верить сообщениям некоторых СМИ, Франция находится чуть ли не на пороге гражданской войны. Французские фермеры, несогласные с политикой президента Эмманюэля Макрона (который насаждает зелёную повестку, поднимает налоги и цены на топливо, удушая тем самым местное сельское хозяйство) окружили накануне Париж чуть ли не со всех сторон, взяв город в блокаду своими тракторами (ссылка):
Протестующие против политики правительства Франции фермеры начали блокировать шоссе вокруг Парижа. Об этом свидетельствуют данные интерактивной карты оператора автодорог Vinci.
Отмечается, что ситуация на всех автотрассах, ведущих в Париж, затруднена. Ближе всего фермеры на тракторах подобрались к столице на северных шоссе А1 и А16. Протестующие также почти достигли аэропорта Руасси — Шарль-де-Голль и перекрыли движение по западной трассе А13.
В восточной части фермеры заблокировали трассу А4 в районе развлекательного парка Диснейленд, а на северо-западе они находятся на уровне коммуны Бюшле в департаменте Ивелин, примерно в 60 километрах от города.
Ранее появились кадры с бронетехникой на улицах Парижа из-за протеста фермеров.
Кажется, рассерженные фермеры во Франции ведут себя так же, как и их коллеги в Германии: не просто блокируют дороги, а ещё и заваливают навозом, чтобы ярче выразить свой протест.
2. Одна из причин недовольства французских фермеров – резко вздорожавшие удобрения и топливо. Из-за замены дешёвого российского газа дорогим американским собственное производство удобрений в Европе стало нерентабельным. А восполнять дефицит удобрений приходится – угадайте где? – всё в той же России, причём по гораздо более высоким ценам, чем ранее (ссылка):
Европа докатилась до новой зависимости от России и не собирается от неё избавляться, а наоборот наращивает поставки важного ресурса — удобрений. О новой зависимости недавно рассказали в Норвегии:
«Европе удалось снизить энергетическую зависимость от России за очень короткое время. Однако у этого также была цена, которая была огромной как для домохозяйств, так и для промышленности.
Я [Президент норвежской химической компании Yara Свейн Торе Холзетер] был бы очень обеспокоен, если бы мы, как лунатики, повторяли с удобрениями то же самое, что мы делали с энергией».
<…>
Действительно, если мы посмотрим на статистику поставок российских азотных удобрений в Европу, то увидим интересную картину:
— 2017 год: 2,57 млн тонн на 472,8 млн евро. Т.е. по ~184 евро за тонну.
— 2022 год: 2,47 млн тонн на 1,464 млрд евро. Т.е. по ~593 евро за тонну.
При этом не только выросли объемы поставок после 2020 года, но и выросла оплата на фоне рекордного роста цен. То есть Россия оказалась в большой выгоде по удобрениям за последние годы, поставляя серьезные объемы европейцам. <…>
Основными покупателями азотных удобрений из России стали в 2023 году Германия (426,3 тыс. тонн и рост в 3,2 раза за 9 месяцев 2023), Польша (257,7 тыс. тонн и рост в 1,8 раза), а Франция нарастила покупки на 18,1% до 362,4 тыс. тонн. Т.е. в топ-3 одна из самых недружественных стран для России — Польша.
В январе-сентябре европейцы закупили у русских более 1,8 млн тонн азотных удобрений, по итогам года поставки могут превысить 2,5-2,6 млн тонн, что выше показателей 2022 года. Но по деньгам выходит меньше — за 1,8 млн тонн Россия получила чуть меньше $1 млрд. То есть это 550 евро за тонну, что на 43 евро дешевле, чем в 2022, но на 224 евро дороже, чем в 2021.
Как видим, Европа отказалась от поставок газа из России, но наращивает импорт российских удобрений, а Россия смело диктует свои условия, поставляя ресурс по гораздо более высоким ценам, чем 4-5 лет назад. И если Россия резко перекроет «кран с удобрениями», то цены для мира и Европы рискуют взлететь до небес.
Полагаю, кран с удобрениями мы перекрывать не будем. Пока платят, пусть покупают. Дивиденды, которые платит мне Фосагро, меня весьма радуют, так что политикой Евросоюза я вполне удовлетворён.
3. Помимо проблем с удобрениями и топливом (из-за санкций против России), Европа получила ещё и проблемы с продажей своих фруктов и овощей – спасибо хуситам, которые блокировали Красное море и путь через Суэцкий канал (ссылка):
Жертвой продолжающегося кризиса в Красном море стал европейский рынок овощей и фруктов. Скоропортящиеся товары нужно перевозить как можно скорее – и они не выдержат дополнительных 15-20 дней транспортировки вокруг Африки вместо прохода через Суэц.
Под ударом в особенности оказались фермеры из Италии, Испании и Греции. Экспорт итальянских яблок в Саудовскую Аравию – на сумму в 400 миллионов долларов – остановился. Заморожена и торговля грушами и капустой – они тоже быстро портятся.
Теперь избыток сельхозпродукции заполонит европейский рынок – становясь ещё одной причиной для протестов фермеров. И это дополнительный удар по украинским лоббистам. Ведь в условиях затоваривания им будет ещё сложнее лоббировать доступ украинского зерна в Европу.
Страдает и доставка сырья и товаров из Азии и с Ближнего Востока в Европу. У части европейских компаний – включая IKEA – начал проявляться дефицит товаров. При этом крупные супермаркеты в Европе и Британии пока пытаются избежать ситуации пустых полок. Но с этим будет всё сложнее, если кризис в Красном море будет продолжаться ещё много месяцев.
А ведь в России тоже растут яблоки, при этом в наши корабли хуситы по какой-то загадочной причине не стреляют. Надеюсь, наши фермеры успеют воспользоваться проблемами европейцев с выгодой для себя.