1. Российский автопром по-прежнему остаётся одной из немногих отраслей, которые и вправду серьёзно пострадали от западных санкций (ссылка):
Почти два года спустя после начала боевых действий на Украине и последовавшего введения санкций в отношении российской автомобильной промышленности в стране по-прежнему простаивает половина производственных площадок. Об этом со ссылкой на собственные подсчеты пишет «Коммерсантъ» («Ъ»).
Ранее в стране работал 21 крупный автозавод, они выпускали модели всех сегментов, от массового до премиального. Из них десять производств контролировал бизнес из стран, позднее признанных недружественными, а шесть выпускали модели таких компаний.
На тот момент не все иностранные инвесторы окупили свои вложения. В частности, Mercedes или BMW с площадкой на «Автоторе» не успели получить достаточный доход. Санкции в моменте остановили почти все производства, хотя сборка российских автомобилей постепенно возобновилась.
2. Вместе с тем, ситуация в нашем автопроме быстро улучшается. В ноябре к ноябрю прошлого года промышленное производство в России выросло на 4,3%, при этом взятое в отдельности производство автотранспортных средств и прицепов – на 53,1% (ссылка). Вот как выглядит расклад по отдельным сегментам автопрома (ссылка):
Легковые автомобили
В России в ноябре было выпущено 64,2 тыс. легковых автомобилей. Это в 2,7 раза больше, чем годом ранее.
Выпуск автотранспорта увеличился на 8% по сравнению с октябрём, когда было произведено 59,2 тыс. автомобилей.
Всего по данным Росстата за 11 месяцев 2023 года с российских конвейеров сошло 482 тыс. легковых автомобилей, что на 17,5% выше показателя за аналогичный период прошлого года.
Грузовые автомобили
Производство грузовых автомобилей в январе — ноябре составило 151 тыс. единиц, что на 20,4% выше показателя за аналогичный период прошлого года. В последний месяц осени с российских конвейеров сошло 16,8 тыс. грузовиков — это на 49,1% больше, чем годом ранее.
И на 1,2% больше, чем в октябре.
Автобусы
В ноябре 2023 года автобусов технически допустимой максимальной массой не более 5 т было произведено 3,0 тыс. шт., что в 2,1 раза больше, чем в ноябре 2022 года, и на 17,6% больше, чем в октябре 2023 года. За одиннадцать месяцев 2023 года их выпущено 20,9 тыс. шт., что на 82,4% больше, чем за январь-ноябрь 2022 года.
Автобусов технически допустимой максимальной массой более 5 т выпущено 1,4 тыс. шт., что на 17,1% больше, чем в ноябре 2022 года, и на 6,6% больше, чем в октябре 2023 года. За январь-ноябрь 2023 года собрано 12,5 тыс. автобусов технически допустимой максимальной массой более 5 т, что на 9,9% больше, чем за аналогичный период 2022 года.
Трамваи
В ноябре 2023 года собран 41 трамвай, что на 28,1% больше, чем в ноябре 2022 года, и в 2,2 раза больше, чем в октябре 2023 года. За одиннадцать месяцев 2023 года собрано 256 трамваев, что на 8,0% больше, чем в январе-ноябре прошлого года.
Троллейбусы
Выпущено 46 троллейбусов, что на 84,0% больше, чем в ноябре 2022 года, но на 32,4% меньше, чем в октябре 2023 года. За одиннадцать месяцев 2023 года собрано 524 троллейбуса, что в 2,5 раза больше, чем в январе-ноябре 2022 года.
Как я и предсказывал: импортозамещаться значительно проще, чем строить с нуля, так что при условии комфортного рынка наши автозаводы решат все свои технические проблемы очень быстро. За несколько лет, полагаю, российский автопром завалит страну новыми автомобилями, после чего цены снова пойдут вниз.
3. Государство на развитие автопрома денег не жалеет, в частности, на финансирование новых разработок и импортозамещение технологий (ссылка):
Правительство дополнительно выделит Фонду развития промышленности (ФРП) 39 миллиардов рублей на проекты отечественных автопроизводителей, сообщил премьер-министр России Михаил Мишустин на заседании кабмина. <…>
Финансовая поддержка поможет концернам наработать недостающие компетенции и полностью гарантировать стабильное функционирование конвейерных линий в условиях санкций, рассказал он. В том числе средства будут направлены на проведение перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.