В комментариях к посту про беглецов в Грузию, которые ищут себе одежду и пропитание в сорных ящиках, многие удивлялись добровольному позору представителей креативного класса (ссылка). Лично мне, однако, фриганство (разграбление помоек) кажется всего лишь дурной привычкой, которая может привести, а может и не привести к более серьёзным грехам.
Настоящее моральное падение — это, например, быть русским, но выступать при этом на стороне США против России, стоять с плакатом «я за капитуляцию России», распространять клевету про русскую армию. Уехавшая в Израиль богема, все эти певцы, комики и айти-директора, неизмеримо ближе ко дну, чем бедолаги, которые доедают за грузинами гамбургеры и допивают за грузинами вино. Фриган вернётся в Россию, и к нему будут относиться примерно так же, как и до отъезда, разве что с некоторой снисходительной иронией. Про тех, кто перешёл на сторону США, такого сказать уже нельзя.
У нормального человека после начала СВО может быть только две установки.
Вариант 1, если он понимает, что происходит. «Я за Россию, наше дело правое, мы победим».
Вариант 2, если он наивен или видит окружающий мир не в фокусе. «Я надеюсь, что моя страна окажется правой; однако я буду стоять на её стороне, права она или не права».
Русское общество постепенно приходит в норму, так что пособники США с каждым месяцем находят всё меньше понимания у порядочных людей. Сами они, впрочем, варятся в собственном нездоровом кругу, из-за чего часто попадают в нелепые ситуации: например, начинают читать нам мораль, не осознавая, что мы помещаем их в нашей картине мира где-то на уровне лакея Яши или Смердякова.
Теперь, когда мы разграничили грех фриганства от греха культуртрегерства, поговорим о причинах, которые заставляют инфантильную молодёжь совершать набеги на грузинские помойки.
Во-первых, фриганы живут в перевёрнутом мире американской повестки, которая, напомню, выделяет четыре типа врагов пробуждённого общества: белые, натуралы, богатые и любители комфорта. Любители комфорта — это те, кто ездят на автомобилях, заводят детей, едят мясо, живут в отдельных квартирах и, вообще, не экономят чрезмерно на самих себе.
Собирать одежду и еду на помойках в рамках американской повестки правильно, так как это отказ от потребления ресурсов и снижение углеродного следа. Таким образом, с точки зрения фриганов, оставить на тарелке часть порции — это плохой поступок, а доесть в веганском кафе порцию за посетителем — поступок благородный.
Тут, кстати, спрятана главная проблема, делающая фриганство грехом. Грязные руки отмыть несложно, жалеющие взгляды жителей Тбилиси также большого значения не имеют. А вот продвижение зеленобесия — идеологии ненависти к человечеству — это уже плохая практика, она фриганов не красит. Полноценные бомжи в этом плане лучше: они свой образ жизни иногда любят, но никогда не рекламируют, как единственно правильный.
Во-вторых, фриганство отлично ложится на человеческую психологию. Осмотр помоек — это, по сути, древнее собирательство, ещё и с приятными сюрпризами в виде периодических крупных находок. Куда как более лёгкая работа, чем, например, восьмичасовая смена в офисе за правкой легаси-кода, при этом хорошо вознаграждаемая эмоционально.
В-третьих, фриганы в массе своей — инфантилы, то есть взрослые с мозгом ребёнка, так называемые кидалты. А дети любят играть в пиратов, как Том Сойер, или в банду бомжей, или ещё в каких-нибудь свирепых изгоев. В 12 лет набег на помойку кажется крутым и захватывающим приключением, при этом отрицательные стороны такого времяпровождения — инфекции, осуждение окружающих и так далее — не кажутся детям особенно важными.
В-четвёртых, помойки действительно дают доход. Грузия — бедная страна, но всё же страна капиталистическая, то есть страна с изобилием продуктов и товаров. Это значит, что на помойках можно найти много полезных вещей: съедобных консервов, хорошей одежды, сносной мебели и всяких бытовых мелочей, от кухонных ножниц до небольших бронзовых бюстов Саакашвили. Что-то можно использовать, что-то обменять, что-то даже продать. Полагаю, матёрые фриганы могут даже зарабатывать своим нечистым ремеслом достаточно, чтобы ежемесячно платить за жильё.
В-пятых, восстанавливать вещи приятно. Чистка и реставрация всякого разного может приносить большое удовлетворение, и это нормально. Кто-то чинит ретро автомобили, кто-то шкурит и красит дореволюционную мебель. Фриганы на своём уровне тоже радуются, когда дают новую жизнь старым вещам.
В-шестых, обход помоек — занятие совершенно безответственное, поэтому оно хорошо подходит людям с инфантильным складом ума. Взрослый человек, терпимый к запахам, мог бы устроиться, например, ассенизатором, чтобы выкачивать нечистоты из септиков за хорошие деньги. Но ассенизатору надо каждое утро просыпаться, вовремя и трезвым приезжать на заказы, следить за состоянием техники и, вообще, работать с некоторым напряжением сил. Санитарам помоек гораздо проще: есть настроение — роешься в баках, нет настроения — зашёл в гости к друзьям, поёшь песни и пьёшь вино.
Таким образом, фриганов вполне можно понять. Взрослый человек, конечно, нашёл бы на их месте нормальную взрослую работу, однако если фриганы предпочитают панковскую романтику мусорных куч, я не собираюсь их за это осуждать.
Скажу больше. Фриганы невольно помогают России, причём помогают так сильно, что при иных обстоятельствах их следовало бы за это вознаградить. Репутация и привлекательность государств, важнейшая составляющая «мягкой силы», на 80% складывается из картины внешнего благополучия. Чтобы вывести дикарей-лимитрофов на майдан, нужно показать им рекламный ролик: «вот, смотрите, США, там ездят на спорткарах и моют шампунем тротуары, там высокие зарплаты, ещё там есть небоскрёбы и Голливуд. Америка богатая, с ней надо дружить, будьте с Америкой заодно». Формула глупая, но действенная, варварам-космополитам такая логика кажется неотразимой.
Наши агенты-помоечники образ богатой заграницы разрушают — показывают, что никакой сытости за бугром на самом деле нет. Одно интервью с фриганами из Тбилиси делает для молодёжной политики в 100 раз больше, чем целый цикл лекций с пересказом теорий Киссинджера и Бжезинского. Та часть публики, которая легко подпадает под влияние чужой мягкой силы, мыслит примитивно-наглядно, ей надо показывать, а не объяснять. Фриганы и показывают на своём примере судьбу друзей Запада — питаются объедками, ходят в обносках. Идеальный с точки зрения пропаганды эпизод.