1. Китайцы опубликовали свой план по освоению Солнечной системы. План вполне соответствует стандартному китайскому размаху, программа рассчитана на всё нынешнее столетие (ссылка):
Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация (CASC) и Академия наук Китая обнародовали программу использования космических ресурсов, охватывающую не только ближайшие регионы космоса, но и самые дальние окраины Солнечной системы. В ней описываются этапы создания масштабной инфраструктуры — станций добычи и переработки полезных ископаемых, транспортных маршрутов и комплексов обслуживания — вплоть до 2100 года.
Программа получила название «Тянь Гун Кай У», или «Поиск творений природы», по названию энциклопедии Сун Инсина, китайского мыслителя эпохи Мин. В ней современные китайские ученые предлагают разрабатывать стратегические минеральные ресурсы, использовать водяной лед в качестве топлива, строить транспортные и распределительные узлы, а также создать систему разработки космических ресурсов.
На первом из четырех этапов программы предусмотрено строительство станций добычи водяного льда на Луне, пишет Space News. Затем воду можно расщеплять на водород и кислород, чтобы использовать их в качестве ракетного топлива. Таким образом, Луна станет перевалочным пунктом на пути к астероидам, Марсу и естественным спутникам Юпитера. Распределительные узлы авторы предлагают расположить в точках Лагранжа между Землей и Луной, Солнцем и Землей, Солнцем и Юпитером.
Цели четырех этапов программы могут быть достигнуты к 2035, 2050, 2075 и 2100 годам, соответственно.
Документ имеет полуофициальный характер: хотя его выработали весьма серьёзные инстанции, правительством страны он пока не одобрен и финансирование не выделено. Однако китайская космическая программа продолжает успешно развиваться и судя по опубликованной стратегии, аппетиты у китайцев немалые.
Напомню, Солнечная система огромна. Помимо всем известных девяти планет (примерно девяти), у нас есть ещё и пояс астероидов, и всякие дальние планеты, и Облако Оорта, и транснептуновые объекты, и много чего ещё. Расстояния там большие, но вполне преодолимые — и для телескопов, и даже для летательных аппаратов. Если где-нибудь в точках Лагранжа построить верфь для сборки космических кораблей, пожалуй, исследовать окрестности можно будет быстро и недорого — даже с некоторой надеждой на окупаемость.
2. Большая часть новостей про биотех приходит последние годы именно из Китая. И не случайно: китайские учёные создают новые прорывные технологии в биотехе, в том числе более совершенные методы генного редактирования, чем в США. Зловредным американцам это не нравится, и вопреки заповедям об «интернациональности науки», они разворачивают борьбу с китайскими конкурентами (ссылка):
Китайские ученые разработали модульную систему редактирования генов под названием CyDENT, которая может быть более эффективной, чем технология CRISPR. CyDENT позволяет редактировать гены без разрезов, преодолевая ограничения, связанные с использованием направляющей РНК. Благодаря этому инновационному подходу появилась возможность редактирования генетического материала в труднодоступных митохондриях и хлоропластах. Все это происходит на фоне угрозы экспортных ограничений США в биотехнологическом секторе Китая.
Исследователи из Института генетики и биологии развития Китайской академии наук сообщили о своей модульной системе редактирования генов под названием CyDENT. Технология работает немного иначе, чем CRISPR/Cas9, запатентованная в США. CRISPR расщепляет двухцепочечную ДНК, чтобы внести изменения в пары оснований, составляющих цепи. ДНК разрезается, а затем восстанавливается естественным клеточным процессом. Это может привести к неточному редактированию и нежелательным мутациям. CyDENT действует иначе и ее можно использовать для редактирования генов без каких-либо сокращений. <…>
Однако дальнейшее изучение и развитие этой технологии может быть остановлено, если биотех-сектор Китая станет следующей целью санкций со стороны США. В марте три подразделения китайской фирмы BGI Group, занимающейся исследованием генома, уже были добавлены в список организаций, чей доступ к американским технологиям ограничен по соображениям прав человека. Министерство торговли заявило, что они потенциально способствуют слежке. Сейчас усиливаются опасения, что углубляющийся кризис в отношениях США и Китая приведет к новому витку санкционной войны и под ударом окажется не только технологический сектор КНР, но и смежные области, в том числе биотех.
Обострение санкционной войны может повлиять на разработку таких инструментов, как CyDENT, поскольку технология частично зависит от импорта. Между тем создатели CyDENT говорят о необходимости дальнейших исследований, чтобы определить комбинации модульных элементов для получения наилучших результатов редактирования. Инструмент продемонстрировал большой потенциал для изучения ранее нередактируемой ДНК.
3. Китайские автопроизводители начали отнимать хлеб у своих коллег в Европе, захватывая всё более и более значительную долю европейского авторынка. В ответ европейские власти предсказуемо позабыли принципы свободной торговли и конкуренции, начав антикитайскую кампанию (ссылка):
Расследование Еврокомиссии по поводу государственных субсидий на китайские электромобили окажет негативное влияние на экономические и торговые связи. Об этом предупредило Министерство торговли КНР, комментарий ведомства приводит Reuters.
«Китай считает, что расследование, предложенное Европейским союзом, на самом деле направлено на защиту его собственной промышленности во имя "честной конкуренции"», — говорится в заявлении министерства. Китайские власти назвали такие меры «неприкрытым актом протекционизма», который может привести к серьезным последствиям — нарушениям в мировой автомобильной промышленности и цепочках поставок, в том числе в ЕС, а также осложнениям экономических и торговых отношений между Китаем и Евросоюзом.
В Министерстве торговли подчеркнули, что расследование было инициировано самой ЕК, а не по какой-либо жалобе автомобильной отрасли Европы. Такое решение еще больше усугубит напряженные отношения с Китаем, частично осложненные торговыми и инвестиционными дисбалансами, добавили в ведомстве.
По данным автомобильной консалтинговой компании Inovev, 8 процентов новых электромобилей, проданных в Европе в этом году, были произведены китайскими брендами (6 процентов в 2022-м и 4 процента в 2021 году). В 2022 году экспорт Китая в Евросоюз вырос на 8,6 процента, до 562 миллиардов долларов. При этом поставки из Европы в КНР снизились на 7,9 процента (до 285 миллиардов долларов) из-за ослабления спроса в Китае.
Следующий очевидный шаг — встречные меры со стороны Китая. И так как экономически Китай неизмеримо сильнее Евросоюза, и так как экономика Евросоюза крайне нездорова, угадать победителя в этом противостоянии несложно.