Правительство рывком задрало пошлины на автомобили, вот прямо с 01 августа. Формально это не пошлины, так как из-за участия в Таможенном союзе мы не имеем права менять пошлины без согласований с союзниками, а утильсбор, но от этого не легче. За право ввезти мощный автомобиль в Россию теперь придётся заплатить миллион рублей или больше. До изменений нужно было платить какие-то смешные суммы, что-то вроде 5 тысяч рублей.
Цитирую из письма читателя:
Кратко: предполагаю, что лоббисты АвтоВАЗа добились от правительства России ценового запаса от иностранных конкурентов, уже не первый раз в истории. Импорт значительной части машин в Россию с 1 августа будет дороже, некоторых — сильно дороже. Исключение: электромобили для физлиц. К счастью, их АвтоВАЗ не производит.
Подробно: грядут большие изменения с 1 августа. Новые правила и ставки утилизационного сбора см. на страницах 11-14 Постановления Правительства РФ от 07 июля 2023 (ссылка).
У части и физиков, и бизнесов — машины уже куплены и в пути! И придётся платить по новым ставкам (а если бы знать их заранее, то и смысла покупать машину за рубежом нет, продажа тут в убыток). В целом-то параллельный импорт вырос, так как производство внутри РФ резко уменьшилось. Так государство кинуло параллельных импортёров авто.
Введены ограничения для физлиц, которые ввозят автомобили для перепродажи. Гражданин, который ввёз и оформил машину на себя, заплатит утильсбор по ставке физлица. Но если он решит продать автомобиль в течение трёх лет, то ему придётся уплатить сбор уже по ставке юрлица!
Задумка в том, чтобы убрать перекупщиков-спекулянтов. В реальности — думаю, что конечникам станет хуже, а не лучше. Самому купить авто за рубежом и сейчас можно. Но теперь это будет вынужденно.
При ввозе автомобилей с моторами объёмом больше 3 литров ставка для юрлиц будет применяться и к физлицам. То есть, физику, который решил купить в Германии BMW X5 с мотором V8 и привезти его в Россию, придётся заплатить утильсбор в 970 тысяч рублей! (помимо НДС и таможенной пошлины).
Очевидно, что утилизация не может столько стоить.
Однако, электромобили ВАЗ — не производит. Поэтому поднятие на них утильсбора — не лоббировал. Ввоз Tesla или электромобиля BMW для «физиков» будет по-прежнему стоить 3400 рублей. В 300 раз меньше!
Заявленная цель утильсбора — экология, расходы на утилизацию авто после окончания его эксплуатации. Но в реальности эти расходы вообще не зависят от объёма двигателя. А платежи — стали очень сильно зависеть…
…Сначала государство говорит, что поощряет параллельный импорт автомобилей — ибо производство резко сократилось, а спрос остался примерно на том же уровне. Какие-то бизнесмены в это вписываются, разрабатывают маршруты через Иран и ещё Бог знает как, покупают автовозы.
И тут раз — резкое ухудшение правил игры. Через 3 недели от принятия Постановления или 2 недели от публикации. И что делать тем, у кого эти автовозы уже в пути — с теми машинами, которые попали под запретительные тарифы? Продавать их в Иране? Везти в Москву и продавать в плановый убыток?
Это всё к вопросу о репутации государства российского перед бизнесом. Сделали бы с 1 января — чтобы люди успели планово довезти всё, что купили, рассчитывая на оплату по старым правилам, и спокойно стали закупать лишь те модели, на которые оставили льготную ставку. Ну хоть бы с 1 октября. Но нет, с 1 августа.
Я проконсультировался с товарищем, который возит автомобили из-за рубежа. Он подтвердил — отрасль пребывает в недоумении. Из-за внезапности действий правительства у некоторых машины действительно зависли в пути, так как включить в розничную цену налог в 1,5 млн рублей пока что невозможно. Надо или ставить машину на стоянку на полгода-год, ожидая момента, когда розничные цены в России пропорционально вырастут, или, допустим, вести машину в Казахстан — что, впрочем, тоже не является универсальным решением. При этом особенно дикий утильсбор надо почему-то платить именно за дорогие машины, хотя экономического смысла в этом не прослеживается никакого. Наверняка у тех, кто утверждал постановление, были веские соображения сделать именно так, но со стороны отрасли это выглядит какой-то шуткой: вот как если бы подросток, проходя мимо чужого припаркованного велосипеда, пнул бы его ногой.
Государство по своей беспечности доставило неприятнейшие проблемы тем самым спекулянтам, которые спасали экономику в 2022, организуя параллельный импорт товаров в Россию. Тем самым спекулянтам, благодаря которым русская экономика не встала колом от 20 тысяч санкций, как хотели бы иностранцы, а продолжает функционировать и развиваться. Сегодня я пишу «спекулянты» в самом положительном смысле этого термина, так как спекулянты — самая деятельная и самая лёгкая на подъём часть нашего бизнес-сообщества, эдакие лихие летучие отряды. Если ещё в 2021 польза от них была умеренной, то в 2022 они стали настоящими героями. Кто-то из них завозит в Россию автомобили, другие завозят санкционную химию и микроэлектронику. Теневой флот танкеров и вся нужная ему инфраструктура — это тоже они. Все русские бизнесмены молодцы, это понятно, однако спасли экономику, моментально организовав параллельный импорт санкционки, именно спекулянты. Обществу следовало бы сказать им спасибо — без спекулянтов у нас в экономике было бы сейчас что-то среднее между Венесуэлой и КНДР.
Как обычно, задрать пошлины нормально, не вынуждая никого кричать от боли, государство могло, причём без лишних расходов и без напряжения сил. Так как трансграничная спекуляция автомобилями — дело заведомо зыбкое, временное, никто из перекупщиков и не рассчитывал, что будет зарабатывать на этой «теме» вечно. Окно прибыльности открылось в начале 2022, и если сейчас власти решили лавочку прикрыть, это совершенно нормально. Всё, что нужно было сделать правительству — дать людям время на выполнение своих обязательств и на завершение последней сделки. Если бы изменения вступали в силу не с 01 августа, а с 01 января или хотя бы с 07 октября, я бы просто пожал плечами, так как трёх месяцев на завершение сделки или на отказ от сделки вполне достаточно. Но нет: вместо трёх месяцев перекупщикам дали всего лишь три недели, так что многие из них потеряли деньги…
Благие намерения, которые стоят за введением карательного утильсбора, понятны — защита отечественного производителя от импорта. В России сейчас простаивает масса автозаводов, так как иностранцы затаились или ушли, а новые владельцы заводов ещё только готовятся перезапускать производства. У АвтоВАЗа как раз всё нормально — конвейер движется, дефицит импортных компонентов постепенно сходит на нет. Задача государства сейчас не в том, чтобы поддержать АвтоВАЗ, а в том, чтобы запустить автозаводы, которые встали колом в 2022 и до сих пор стоят.
Естественный способ это сделать — ограничить ввоз автомобилей из-за рубежа. Тогда на рынке возникнет дефицит автомобилей, цены пойдут вверх, и наши капиталисты естественным образом разрешат все сложности, включая политические. Выкупят заводы у слабых духом иностранцев, наладят производство или импорт автокомпонентов. Если понадобится, сменят модели, под которые заводы были заточены изначально, на более актуальные в условиях санкций модели. Высокие цены позволят производителям преодолеть сложный момент запуска, а позже, когда всё будет отлажено и объёмы производства вырастут, цены естественным образом снизятся на радость широкой публике.
Проблема в том, что демонстративный грабёж предпринимателей — очень плохая реклама в капиталистическом мире, чуть ли не самая плохая из всех возможных.
Представьте, вы нанимаетесь поваром в ресторан. На входе вы видите, как вышибалы выносят за руки, за ноги мужчину и с размаху кидают его в лужу у входа. Вы спрашиваете, что тут происходит, и вышибалы вам объясняют: в одном из залов открыли бильярд, один официант теперь лишний. Вот шеф и приказал его вышвырнуть на улицу, не заплатив за последний месяц работы. А вы, уважаемый друг, проходите, нам повара очень нужны, шеф в своём кабинете вас уже ждёт…
Так и с автозаводами. Если правительство сочло возможным доставить дичайшие проблемы перекупщикам, безо всякой необходимости изменив условия работы, оно ровно так же может доставить проблемы и автозаводам. Например, внезапно отменив введённый сейчас утильсбор, открыв тем самым дорогу для импорта и сделав новый автозавод нерентабельным. Полагаю, после июльского фортеля многие наши промышленники откажутся от планов по развитию бизнеса в России. Нет смысла всерьёз вкладываться в бизнес в стране, в которой правила игры могут внезапно и не в твою пользу изменить. Раньше я надеялся, что трагический пример с ограблением ювелирной отрасли — единичный случай. Что же, загибаю второй палец на руке. Бизнес-климат в России существенно ухудшился.
Некоторые скажут: идёт война против США, надо потерпеть. Но, простите, нам для победы в войне нужна промышленность. Демонстративное ущемление бизнеса, грубое нарушение негласных договорённостей — это мощный удар по промышленности, так как все наблюдатели сейчас стоят в оторопи и размышляют, стоит ли вообще дальше иметь дело с Россией, или, может быть, надёжнее будет уехать со своими деньгами в Азию. Тот факт, что удар нанесли по спекулянтам, которых широкой публике не жалко, значения не имеет — хорошие предприниматели имеют достаточно мозгов, чтобы примерить ситуацию на себя.
Как заметил под другому поводу известный француз, это хуже, чем преступление — это ошибка. Полагаю, должно пройти ещё много лет, прежде чем наше государство научится играть по взрослому, а не как капризный ребёнок, чуть что сметающий фишки со стола. И с этого момента надо будет отсчитать ещё лет 10-20, прежде чем репутация государства в глазах предпринимательского сообщества выправится. До той светлой поры мы будем ежегодно терять часть промышленного роста, так как бизнесмены, готовые при иных условиях вложиться в Россию, будут из элементарной деловой осторожности отказываться от своих планов. На пресловутые 300% прибыли, понятно, желающие найдутся, и даже на 30% прибыли охотников кое-как хватит. А вот запустить серьёзный проект, ожидая отдачу от него скромную отдачу, и не сразу, а через много лет… Навряд ли. Нет смысла вкладывать большие деньги, чтобы в один прекрасный момент прочесть в новостях: «правила игры поменялись, мы вводим с первого числа бутыльсбор, через три недели все ваши вложения обесценятся».
Как и в случае с ювелирами, всех целей можно было добиться без ущемления бизнесменов. Для ювелиров, например, можно было ввести специальный 20-процентный сбор на материалы, не переводя малый бизнес на губительный для него НДС. Перекупщикам можно было или дать им 3-6 месяцев на завершение операций, или хотя бы снабдить костылём. Ввести правило: те, кто купил машину за границей в июле 2023, могут ввезти её в Россию по старым правилам до конца года, предъявив документ о покупке у иностранцев. Создав проблемы бизнесу, государство не выиграло ничего.
В завершение поста замечу, что сейчас по всем СМИ и блогам начнут разгонять волну «автомобили подорожают». Это не вполне точно и не вполне справедливо, но избежать этой волны народного гнева было нельзя. Также многие продавцы автомобилей сейчас решат, что нашим государством управляют или враги, или дураки, которые нанесли бизнесу больший ущерб, чем санкции США. И вот этого наше правительство могло избежать очень легко.
Впрочем, с другой стороны, бизнесмены отчасти сами виноваты — меньше надо молчать. Если бы бизнесмены бодрее объединялись в отраслевые «профсоюзы» типа РСПП и тому подобных, если бы бизнес поднимал страшный вой на болотах каждый раз, когда государство бездумно наступает ему на ногу, глупостей чиновники с политиками совершали бы значительно меньше.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →