1. Наши нефтяники до последнего надеялись, что конфликт с США разрешится как-нибудь само собой, и у них снова будут покупать нефть так, чтобы им не надо было погружаться в хлопоты самостоятельной доставки. Однако надо понимать, что ленивые — не значит глупые или неумелые. Когда жареный петух клюнул, нефтяники со стоном оторвались от своей неги, засучили рукава и начали формировать теневой флот.
Романтично звучит, правда, «теневой флот»? Сразу вспоминаешь флоты свирепых корсаров Карибского моря, флот кварианцев или флот симмоновских Бродяг.
В реальной жизни романтики тоже хватает. Американцы огорчены: проблему, которую они считали нерешаемой, русские нефтяники разрешили с некоторым опозданием, но довольно легко. Работа ещё продолжается, но уже сейчас нефть плывёт под монгольским флагом в кораблях-призраках и приносит русским дополнительную прибыль от доставки и страховки, которую мы ранее по лени своей отдавали на сторону.
Вот немного о методах, с помощью которых наш «теневой флот» уходит от западных санкций (ссылка):
Флот танкеров, возникший из ниоткуда для обеспечения доставки российской нефти, распался даже быстрее, чем появился, что подчеркивает трудности, связанные с отслеживанием того, кто помогает Москве доставлять нефть покупателям по всему миру, сетует Bloomberg.
В прошлом году фурор устроила только появившаяся индийская компания Gatik Ship Management. За год она создала флот из более полусотни судов на сумму $ 1,4 млрд. Танкеры перевозили в основном российскую нефть, из-за чего западные страховщики лишили этой весной суда покрытия и судовладельцу пришлось менять флаг регистрации танкеров.
Следом суда, которые продолжают перевозки, попрятали по ещё более неизвестным компаниям.
Согласно данным международной базы судов Equasis, базирующаяся в Мумбаи компания Gatik Ship Management сегодня уже управляет флотом всего из четырех нефтяных танкеров. Тогда как в апреле их было 42, а еще раньше — больше 50.
Gatik страховала танкеры на Западе, что оказалось ее слабым местом. Как сообщал Lloyd’s List, неожиданно 15 танкеров индийской компании исчезли из базы данных судов, которые страхуются через American Club. В TradeWinds добавляли, что также танкеры Gatik исчезли из базы данных британской NorthStandard. Более того, подконтрольная Великобритании Федерация Сент-Китс и Невис аннулировала регистрацию судов. И индийской компании пришлось перевести танкеры под флаги Габона и Монголии.
Теперь, очевидно, суда Gatik Ship Management решили разбросать по еще более неизвестным судовладельцам. Например, два танкера Sky 1 и Sea 1 принадлежат теперь, по данным International Maritime Risk Rating Agency, Girik Ship Management. Эта компания также расположена в Мумбай и неизвестна на рынке перевозок.
При этом смена владельцев танкеров никак не влияет на транспортировку нефти и нефтепродуктов из России. По данным AIS, они продолжают доставку грузов в Азию из портов Черного, Балтийского морей и с Дальнего Востока. В первой половине июля 15 танкеров шли с грузами в основном в Индию, столько же возвращалось обратно, одно судно выполняло не связанный с Россией рейс, а проследить маршруты остальных оказалось невозможно.
2. Кирилл Стрельников пишет, что размер нашего теневого флота ещё не дотягивает до желаемого (ссылка):
По оценке экспертов, для поддержания нынешних объемов нефтяного экспорта России требуется около 240 танкеров. Нынешний дефицит — порядка 60-70 судов.
По совершенно случайному совпадению (а может быть, и нет) в плане строительства новых судов до 2035-го, озвученном Минпромторгом, заложены 985 судов, из которых как раз 60 — крупнотоннажные. Таким образом, санкции придали мощный импульс судостроительной отрасли страны, за что можно сказать им большое спасибо.
Что касается опасений, будто наши новые танкеры к 2035 году будут никому не нужны, а индийцы с китайцами все как один скоро станут ездить на "Теслах", то тут наших западных недругов будет ждать очередной конфуз. Вопреки мечтательным заявлениям западных спикеров, спрос на черное золото, и особенно в Азии, будет не снижаться, а стабильно повышаться. Потребление нефти и сейчас бьет все рекорды (102,3 миллиона баррелей в сутки), а мировой спрос на нефть, по заявлению генсека ОПЕК, к 2045 году вырастет до 110 миллионов баррелей в сутки и основной прирост будет за счет Китая. По мнению высших должностных лиц мировых нефтяных компаний, нефть останется значимым первичным источником энергии на планете еще как минимум до 2050-го (да и эти прогнозы неизменно сдвигаются вправо).
Полагаю, что пока дефицит торговых и грузовых судов будут восполнять прежде всего их покупкой и арендой. Но постепенно арендные и выбывшие из строя суда будут заменять российскими: от этого выиграют сразу несколько отраслей нашей промышленности. У меня такими темпами скоро появится синяк в районе сердца — так часто я хлопаю по груди ладонью, когда читаю новости и говорю американцам спасибо за санкции.
3. Несмотря на временный недостаток танкеров, российские порты продолжают активно наращивать свою работу (ссылка):
Грузооборот морских портов РФ в январе-июне 2023 года увеличился на 10,5% по сравнению с тем же периодом 2022 года, до 453,3 млн тонн.
Высокие темпы роста общего показателя обусловлены серьезным увеличением (+18,2%) объемов перевалки сухих грузов, в том числе минеральных и химических удобрений, угля и кокса, которые достигли 224,7 млн тонн.
Перевалка наливных грузов (в т.ч. нефти, нефтепродуктов, проч.) по стране увеличилась на 3,9%, составив 228,6 млн тонн.
Самый мощный прирост показали морские порты Азово-Черноморского бассейна. Там грузооборот вырос на 21,2%, до 151,2 млн тонн. Из них объем перевалки сухих грузов был равен 71,8 млн тонн (+33,1%), наливных грузов — 79,4 млн тонн (+12,1%).
Жаль, конечно, что я в своё время не купил больше акций Фосагро. Население планеты ещё по инерции растёт, и каждому человеку на планете нужно чем-то питаться. Если не случится ничего непредвиденного, удобрения с годами будут всё сильнее расти в цене.