Забавное дело, однако у меня после просмотра этих двух фильмов сложилось в корне иное мнение. Аватар, на мой взгляд, вышел серьёзным фильмом про любовь и про предательство. Разноцветные гуманоиды в Аватаре ведут себя глубоко и естественно, как в пьесах Шекспира.
«Чёрная Молния» же — это фильм-мечта, фильм-ностальгия. К реальности имеющая отношение ни разу не большее, чем, скажем, мечты Золушки о принце на белом коне или грёзы Емели об исполняющей желания щуке. И дело тут даже не в забавных сюжетных неувязках, типа курьера, который почему-то считает себя бизнесменом. Дело в наивной советской тоске по Светлому Прошлому. В тоске, которая выставляется в фильме не тяжёлой болезнью старшего поколения, а, наоборот, единственно верным жизненным ориентиром для молодёжи.
Я думаю, значительной части нашей страны пора, наконец, взглянуть правде в глаза. СССР мёртв. Была эта страна для нас раем или была она адом, она мертва. Мертва бесповоротно и окончательно. И я скорее поверю в воскрешение Владимира Ильича, чем в воскрешение Советского Союза…
Впрочем, я не хочу скатываться сейчас в морализаторство и объяснять, почему нельзя одновременно жить в прошлом и настоящем.
Если кому-то нравится сажать мертвецов за обеденный стол и разговаривать с ними как с живыми — это его право. Если этот кто-то и по прошествии двадцати лет со дня смерти покойного рассказывает нам, каким тот был замечательным человеком — в общем, я не против. Даже если мы с покойным друг друга и недолюбливали, я вполне могу понять чувства его родственников. Однако когда живущий заплесневелым прошлым мечтатель начинает обвинять в эскапизме тех, кто живёт за границами его вымышленного мира… Знаете, я меньше удивился бы, если бы меня обвинил в эскапизме не вылезающий из дома хикки, тратящий по 14 часов в день на игру в Линейку.
Ладно. Всё же я от морализаторства не удержался. Хорошо, пусть так. Дам тогда, для равновесия, ссылку на негативный отзыв об Аватаре, просто чтобы вы не заподозрили меня в фуррифагстве (ссылка).
В конце концов, мой сегодняшний пост не об эскапизме и даже не о Советском Союзе. Мой пост об одной софистической уловке, которая особенно бросается в глаза на примере обсуждаемого фильма. Кто ещё не смотрел фильм — предупреждаю, дальше я буду немного спойлерить.
Итак, сюжет фильма закручен вокруг известной житейской «истины»: всегда веди себя хорошо, чтобы однажды не случилось чего-нибудь ужасного. Злодей говорит главному герою: «не думай о других, не помогай незнакомцам, которым стало плохо на улице. Ноль три — звонок бесплатный, позвонят и без тебя». Бэтман слушает злодея, не помогает незнакомому человеку, а потом выясняется, что скончавшийся от ножевого ранения потерпевший был его отцом.
Где здесь спрятана ложь?
Думаете, не стоило верить врачу скорой помощи, который говорит «чуть-чуть не успели» по три раза в день? (В конце концов, ещё Джером К. Джером подметил, что врачи всегда придают времени своего появления слишком много значения).
Нет. Ложь спрятана в следующем тезисе: «нельзя делать ничего, что может привести к серьёзным негативным последствиям». А ложно это утверждение потому, что к проблемам может теоретически привести абсолютно любое наше действие или бездействие.
Для наглядности вот ещё несколько сюжетных ходов, которые можно использовать в каком-нибудь фильме.
1. Главный герой слышит от злодея совет: смело разбрасывай мусор. Главный герой выбрасывает корку от банана на асфальт. Идущий следом отец героя подскальзывается на корке, падает, ударяется головой о поребрик и погибает.
2. Злодей советует главному герою: ругайся матом, никого не стесняясь. Главный герой ругается матом в присутствие нескольких кавказцев, отмечающих какое-то важное событие. Завязывается драка, в драке убивают отца главного героя.
3. Злодей советует герою: не трать время и деньги, не чисти зубы. Из-за мерзкого запаха, исходящего изо рта главного героя, теряет сознание водитель маршрутки. Маршрутка вылетает на встречную полосу, в ДТП погибает отец главного героя.
4. Злодей советует герою: никогда не уступай место старушкам в трамвае. Злодей не уступает место старушке, которая, выходя из трамвая, от усталости падает и проливает подсолнечное масло на рельсы. Следующий трамвай, не сумев затормозить на разлитом масле, отрезает голову отцу главного героя.
5. Злодей рекомендует герою беречь мочевой пузырь: не стесняться опоржнять его при необходимости прямо на улице. Главный герой справляет свою нужду в кусты и его моча замыкает проложенные по земле провода. От короткого замыкания падает с соседнего столба монтёр. Надо ли объяснять, кем приходился погибший монтёр главному герою?
Закончу пост историческим анекдотом про одного русского писателя. Когда в его внушительный живот врезалась головой потерявшая равновесие молодая девушка, писатель укоризненно посмотрел на неё и назидательно спросил:
— А если бы там был глаз?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →