Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Съёмная Россия

Маленькая зарисовка из жизни.

Несколько лет назад я работал с одним очень аккуратным товарищем. Наверное, представляете типаж: он сам всегда очень аккуратно выглядел, машина у него в любую грязь была чистой, и даже на его ноутбуке не было ни одной лишней программы. Всё по линейке. Специалистом в своей области он был неплохим, и денег зарабатывал вполне достаточно, чтобы снимать квартиру. Поэтому я был весьма удивлён, когда он сказал мне, что квартиру снять в Петербурге невозможно.

Выяснилось вот что. Квартиру он пробовал снимать три раза. И все три раза события развивались одинаково.

1. Гоша заселяется в квартиру с семьёй.
2. Гоша за несколько месяцев приводит квартиру в идеальный вид. Чинит всё, что сломано, выкидывает (по согласованию с хозяевами) многолетний хлам. Делает косметический ремонт, переклеивает обои и перекрашивает потолки.
3. Хозяева видят, что квартира преобразилась и… выгоняют Гошу. Так как в таком виде квартиру можно сдавать в два раза дороже.

Понимаете проблему, да? У Гоши было, грубо говоря, 300 долларов в месяц на съем квартиры. Он думал, что может снять обычную квартиру за 300 долларов, сделать там своими силами ремонт и спокойно жить. Однако квартира после Гошиного ремонта стоит уже 600 долларов в месяц. А таких денег у Гоши нет. Да и как-то западло платить в два раза больше за сделанный собственными руками ремонт.

Разумеется, можно было бы попытаться найти честных хозяев, подписать какой-нибудь хитрый многолетний договор, по которому они не могли бы Гошу с квартиры выгнать. Но Гоша решил иначе. Обломившись со съемной квартирой в третий раз, он переселился к родителям и начал копить на квартиру собственную. (Кстати, я не видел его уже несколько лет, поэтому, думаю, квартиру он уже себе купил).

Так вот. Вернёмся теперь к последнему письму Чичваркина (ссылка). Цитирую:

«…Когда это произойдет, следует запустить ручной режим управления, как в 1999-м, и сразу же издать декрет о земле. Только не такой, как во время Октябрьской революции, а с обратным содержанием. Законодательно закрепить за всеми субъектами, которые владеют чем-либо на данный момент, право собственности, которое в дальнейшем не может быть пересмотрено. То есть, например, все активы, которые сейчас рискуют стать спорными из-за разных трактовок итогов приватизации и национализации, освобождаются от бремени рисков возврата государству. Но и те активы, которые у государства, — остатки того же ЮКОСа, — к сожалению, нельзя вернуть прежним собственникам».

У меня в комментариях раздались несколько возмущённых голосов — как же так, «олигархи» получили собственность нечестным путём, а Чичваркин предлагает простить воров и закрепить за ворами право собственности.

Отвечу. В данной ситуации надо выбирать из двух вещей. Или справедливость «советского» типа, когда всё общее, всё ничьё. Или порядок по европейскому образцу, когда всё чисто, честно и аккуратно.

Объясню на примере. У меня под окнами есть платная автостоянка, на которую я ставлю свой автомобиль. Там после недавнего крупного снегопада были расчищены только проезды, а свою машину я откапывал самостоятельно. Тачку и лопату, к счастью, мне выдали, поэтому тридцати убранных тачек снега вполне хватило, чтобы нормально выехать. Вчера вечером я перекидал за забор остатки белой жижи, так что сейчас можно парковаться уже практически не пачкая ботинки.

Вопрос. Почему я, который платит за стоянку 4 000 рублей в месяц, вынужден самолично орудовать лопатой? Почему бы владельцам стоянки не купить снегоуборочную технику? Почему бы владельцам стоянки не заасфальтировать под правильным уклоном стоянку, чтобы снег можно было убрать за пару часов горячей водой? Почему бы, в конце концов, им не построить нормальную крытую стоянку в несколько этажей?

Очевидно: потому что стоянка существует «на птичьих правах». У владельцев стоянки нет никакой уверенности, что стоянка останется за ними через год. Делать в такой ситуации капитальные вложения на десять лет вперёд будет только не очень умный человек.

Я как-то пытался открыть автостоянку, узнавал расклад. Затрат там, в общем, немного. Расчистить участок земли, обнести его забором, засыпать щебнем. Выдать ответственному чиновнику взятку за получение разрешения, после чего ежемесячно подкармливать его новыми деньгами. И стричь с автолюбителей аренду, пока твою лавочку не прикроют.

Сразу поясню: купить в том месте землю и оформить всё нормально было невозможно. Так как подходящая земля была закреплена за каким-то госучреждением, которое её продавать не имело права. А если бы можно было землю купить, на ней выгоднее было бы строить не паркинг, а жилой дом или торговый павильон, да.

Короче, владельцам моей стоянки смысла планировать на года вперёд не было никакого. Они ограничились тем, что вызвали трактор. Трактор, однако, не доехал. «Сломался».

Почему сломался? Потому что у владельца трактора тоже точно такой же, «однодневный» бизнес. И ему выгоднее всего не думать о будущем, а сказать клиентам, что техника «сломалась» и поехать туда, где заплатят на 500 рублей дороже.

Валентина Ивановна предложила горожанам взять в руки лопаты и убрать снег самостоятельно. dn54 подкинул мне ссылку на рассказ о том, как уборка снега происходит в Европе. Процитирую небольшой рассказ litvinov_studio целиком (источник):

«Многие френды, наверно, думают, что в Германии выпадает мало снега и убирать его легко и просто. Отчасти это так, но не в Баварии или Швабии. В предгорьях Альп выпадает столько снега, что даже сегодняшний Питер может позавидовать. В моём городке система уборки функционирует так.

Все владельцы домовладений обязаны убирать снег вокруг своих владений в соответствии с определённой схемой и графиком, иначе будут нести финансовую ответственность если кто поскользнётся и сломает руку или машину и просто пожалуется властям.

Все владельцы внедорожников в городке стоят на учёте и в дни повышенного снеговыпадения призываются мощной сиреной в мэрию города, где им на их Порше Кайены и другие Патруль и Дефендеры навешивают специальное оборудование и выгоняют на улицу для чистки снега с общественных территорий.

На каждом перекрёстке каждой улицы в середине-конце ноября выставляется деревянная кадушка с песком и лопатой, которым ближайшие домовладельцы обязаны посыпать тротуары, а весной — собирать весь песок специальными пескососами....

В 5 утра на каждую улицу выходит муниципальная техника и с интервалом в две минуты проходит снегоуборочная, вплоть до бульдозеров, потом идёт посыпочная, обрабатывая все улицы и переулки в соответствии с генеральным планом уборки снега, который имеется в каждой деревне, посёлке, районе или городе. Этим планам — почти сотни лет и в них отмечается порядок уборки, приоритет улиц и зона ответственности домовладельцев и землевладельцев....»


Вопрос. Почему такое невозможно в России?

Потому что дворовые территории, в массе своей, непонятно кому принадлежат. Мой товарищ, например, живёт в свежепостроенном доме на 600 квартир. Теоретически, он платит ежемесячно деньги за уборку территории, за эти деньги снег должна убирать обслуживающая организация.

На практике же обслуживающая организация является сателлитом застройщика и не убирает вообще ничего. Просто собирает деньги и всё. Чтобы этих клоунов сменить нужно, чтобы собрались вместе 50% жильцов, а добиться столь высокой явки из 600 квартир пока не получается. Возможно, этот снегопад станет последней каплей, но вряд ли.

Впрочем, с дворовыми территориями жилых домов постепенно всё устаканивается. В моём доме, например, который был построен ещё в 1978-м году, есть нормальный председатель правления, усилиями которого пространство вокруг дома оставалось во время снегопада чистым. Пешеходы, во всяком случае, могли ходить свободно.

А вот машиноместа как были завалены снегом, так, в общем, частично завалены и до сих пор. Потому что машиноместа у нас ничейные.

На целый дом (115 квартир) есть примерно 5 штатных парковочных мест. Если занимать машинами проезды, если парковаться на грузовом выходе, если парковаться на каждом пятачке, который можно территориально отнести к нашему дому, число парковочных мест увеличится до 20. В такой ситуации, очевидно, распределить места по квартирам невозможно. Да и невозможно оформить, подозреваю, юридически в собственность клочок асфальта перед домом.

Итог? Автолюбители вяло ковыряются своими силами. Часть мест не откопана до сих пор. А два места даже используются дворниками как место складирования сугробов. Нет права собственности — всем наплевать.

По той же причине, кстати, глубоко наплевать на дороги Петербурга и коммунальным службам. Ответственные за работу снегоуборочной техники являются бесправными временщиками и, следовательно, планировать на годы вперёд не могут.

Один из читаталей навёл меня на любопытный факт. В Петербурге сейчас около 700 троллейбусов (пруфлинк) и примерно тысяча двести единиц снегоуборочной техники (пруфлинк). При этом троллейбусы я вижу постоянно, а вот работающую снегоуборочную технику видел последний раз в воскресенье утром. Снег с улиц, похоже, не убирают вообще. Отдыхают после воскресного аврала.

Ладно. Вернёмся к бизнесу. Мне недавно рассказывали про Стамбул. Стамбул, как и Петербург, город морской: он стоит на проливе Босфор. Однако если в Петербурге катера возят по городу исключительно туристов, то в Стамбуле катера — это полноценный вид транспорта, типа наших маршруток. Было бы очень здорово, чтобы и в Петербурге было нечто подобное. Так как самые наши пробочные места — центр и Васильевский остров — прямо таки испещрены каналами.

Конечно, зимой каналы замерзают, но, думаю, даже судоходных месяцев вполне достаточно, чтобы бизнес по перевозке на паромах пассажиров и автомобилей был прибыльным. В конце концов, в Скандинавии тоже много что замерзает, однако паромов там полно.

Вопрос. Почему у нас нет пассажирских катеров?

Ответ. Потому что катер — не маршрутка. За один год не окупится. Надо оборудовать причалы, надо получать дорогостоящие согласования. А серьёзно вкладываться в общественный транспорт в Петербурге будут только совсем наивные люди.

Если кто не в курсе, у нас какое-то время назад прошла череда скандалов с маршрутками: чиновники внаглую отбирали бизнес у мелких перевозчиков (ссылка, ссылка). После «конкурса» значительная часть маршруточников оказалась в подвешенном состоянии. То есть, возить пассажиров они возили, но уже практически на нелегальных основаниях, как в девяностые. Со всеми вытекающими последствиями, вроде поджигаемых маршруток и более чем реального расклада лишиться даже остатков бизнеса, если чиновники поднажмут чуть сильнее.

В такой ситуации, сами понимаете, не до катеров. Да и за работой своих маршруток тоже следить смысла особого нет. Ну наймёшь ты квалифицированных вежливых водителей, ну установишь им нормальный рабочий день и обеспечишь новыми автомобилями. А через месяц твои маршруты отдадут какому-нибудь очередному блатному со связями в администрации. И как будешь кредиты выплачивать?

В общем, коллеги, рассуждающие про «воров» коммунисты вызывают у меня иногда чувство звериной ненависти. Так как именно из-за народной позиции «все бизнесмены воры, правильно их, сволочей, зажимают» никакой долгоиграющий бизнес в России не окупается.

Срубить денег по-быстрому — да, пожалуйста. В этом плане Россия как была страной возможностей, так ей и осталась. Строить надолго, следить за качеством, думать на 10 лет вперёд? Нет, спасибо. Я сегодня обои переклею, а завтра придёт хозяйка квартиры и скажет, что у неё дочка замуж вышла и мне через месяц надо съехать.

Забавный факт. Сначала блоггер рискует жизнью в воняющей бензином шахид-маршрутке, потом идёт по колено в сугробе к дому, потом давится купленными в супермаркете просроченными продуктами. А потом пишет в своём блоге, какие бизнесмены сволочи — не хотят работать как в Европе. Ему не приходит в голову, что именно благодаря его активной жизненной позиции власти и имеют возможность бизнес игнорировать.

Не надо быть ни Вангой, ни Кассандрой, чтобы понимать — нормальный бизнес очистил бы улицы Петербурга от снега моментально. Технических проблем там нет никаких. Просто чиновники, при молчаливой поддержке народа, частный снегоуборочный бизнес придушили на корню. И как только произошёл мелкий природный катаклизм выяснилось, что техники нет, деньги все протрачены в ноль, а единственная надежда Матвиенко — ненавидящие бизнесменов лохи, готовые бесплатно помахать лопатами.

Подведу итог. Относительно собственности Чичваркин полностью прав. В настоящее время все слова Медведева про «инновационный бизнес», «ответственный бизнес», «думающий о будущем бизнес» — не более чем шум в гортани, сотрясение воздуха. Никто не будет строить в съёмной квартире качественные дороги, равно как и не будет никто внедрять инновации, которые не будут окупаться моментально. Дураков нет.

На всякий случай: я вовсе не говорю, что вести бизнес в России невозможно. Это не так. Бизнес вести можно. Но с оглядкой: чтобы у хозяйки квартиры не появлялось желания вас выгнать.

Собственно, ровно так я на съёмных квартирах и жил. Мне повезло: я прожил на двух съёмных квартирах несколько лет, и оба раза у меня были отличные отношения с владельцами. Но… никакого глобального ремонта я там не делал. Сломался от старости замок? Новый ставить не буду, починю старый, с помощью отвёртки и молотка. Отлетела плитка в ванной? Класть новую не буду. Куплю строительный раствор и повешу на место отлетевшую. Барахлит газовая колонка, моя ровесница? Да и Б-г с ней, пусть барахлит.

Кстати, забавный факт: ровно так живут и несколько моих знакомых автосервисов. Своих помещений у них нет, поэтому они в помещения и не вкладываются. Когда стоят морозы, я неизменно удивляюсь — почему никто не хочет потратить пару дней работы и утеплить свои боксы, чтобы там было не плюс пять, а хотя бы плюс пятнадцать. Потом вспоминаю, что у каждого из них договор аренды заключён максимум на один год и пожимаю плечами.

Короче, за прошедшие с момента смерти СССР годы наш бизнес до стадии весёлого «Черкизона» уже развился. Магазины заполнились товарами, кафе выросли на каждой улице… Однако на этом развитие бизнеса и остановилось. Без фундамента можно построить барак или избу. Построить без фундамента большой современный дом — невозможно.

Что можно сделать?

Первое — подождать моисеевские 40 лет, пока не вымрет советское поколение. Люди, которые на полном серьёзе сравнивают советские магазины и российские — невменяемы. Они никогда не признают за бизнесом права на существование. Их судьба — воровать для дачи щебёнку с соседней стройки.

Второе — осознать, что пока не изменится наше отношение к бизнесу, бизнес тоже не будет меняться. Пока народ считает бизнесменов ворами и мошенниками, власть имеет все возможности отбирать у бизнесменов их частную собственность. Пока народ «раскулачивание» поддерживает, бизнесмены даже не будут пытаться думать о народе. Незачем.

Да и эмоции не стоит сбрасывать со счетов. Ты ездишь по правилам, улыбаешься весь день, внимательно смотришь по сторонам и ежеутренне тщательно чистишь салон своей Газели — ты грёбаный маршруточник, на которого нужно кричать и хлопать дверью. Ты резко трогаешься, роняешь пассажиров, шныряешь между рядами как крыса по подвалу, врубаешь на полную громкость Радио «Шансон» и моешься два раза в месяц — ты грёбаный маршруточник, на которого нужно кричать и хлопать дверью. И смысл напрягаться ради людей, которые тебя ненавидят?

Третье — надо таки менять судебную систему. Медведев на днях в прямом эфире сообщил нам, что знает словосочетание «Басманное правосудие» (ссылка). В том же эфире президент сказал, что у владельцев «Хромой Лошади» не было совести.

Объясню президенту. Пока в нашей стране действует «Басманное правосудие», совести у бизнесменов и не появится. Ждать совести от российских бизнесменов не менее наивно, чем ждать совести от бойцов батьки Махно. Пока правосудие является «басманным», весь бизнес в нашей стране является незаконным. Следовательно, и действовать разумные бизнесмены волей-неволей будут как преступники, со всеми вытекающими последствиями.

Пока Ходорковский сидит, а Чичваркин находится в бегах, все слова президента о частном бизнесе являются маниловщиной. Нет смысла утеплять от мороза окна в избе с выломанной настежь дверью.

PS: По поводу Медведева. Я не знаю, почему Медведев не выпустил до сих пор Ходорковского. Подозреваю, у него есть на то веские основания политического характера. Однако Медведев активно начал наводить порядок в карательной сфере, и я считаю это очень положительным знаком. Сейчас открыл Ленту.Ру и сразу же увидел несколько любопытных новостей:

1. Президент России уволил замглавы ФСИН
2. Медведев ввел в России домашний арест
3. Неплательщиков налогов освободят от уголовной ответственности

Короче, коллеги, подождите немного с трактором. Я чувствую, что у нас есть все шансы в течение нескольких лет увидеть в корне иную Россию.

Update. По наводке _evelin_, речное такси в Нижнем Новгороде: volgataxi.ru
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 858 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal