Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Гесперия и Византия, российский рынок цифровых книг и Бояръ-Аниме



1. В западоцентричной картине мира величайший слом исторических эпох произошёл в 476 году: когда упала Западная Римская империя, Античность якобы сменилась Средневековьем. От того факта, что соседняя Восточная римская империя продолжала существовать ещё почти 1000 лет, западоцентристы отмахиваются: мол, это Византия, это другое. Историк Сергей Цветков, однако, напоминает, что сами жители «Византии» считали себя ромеями (римлянами), а свою империю называли Ромейской (Римской). При этом у Западной Римской империи тоже было своё особое название (ссылка):
 
Византия, Византийская империя — эти названия появились после того, как в 395 году Римская империя раскололась на две части: Западную и Восточную. Римские историки V–VI веков придумали для них особые наименования. Западную Римскую империю со столицей в Риме стали называть Гесперией. Это слово пришло в латынь из греческого языка и в переводе означает «Запад, западные страны».

Восточную же часть Римской империи в Риме нарекли Византией — по древнему имени ее столицы: Византий. Хотя после того, как император Константин I Великий (правил в 306–337 годах) перестроил этот город, за ним постепенно утвердилось новое название — Константинополь («город Константина»).

В средневековой Европе эту великую державу называли империей греков, а на Руси — Греческим царством.

Западноевропейские ученые XVI–XIХ веков, интересовавшиеся историей Восточной Римской империи, закрепили за ней античные названия Византия, Византийская империя, которые наиболее привычны и в наше время.

Но если бы их услышали жители средневекового Константинополя, то не поняли бы, о какой стране идет речь. Ведь хотя они и говорили по-гречески, но тем не менее считали, что живут в тысячелетней империи ромеев (так по-гречески звучит слово «римляне») — Романии, или Ромейской (Римской) империи.


То есть, мы вполне можем переписать учебники истории: в 476 году варвары окончательно захватили Гесперскую империю, гесперийцы попали под иго варваров, на Западе начались разруха, тлен и запустение. Но римская история на этом не закончилась: в Ромейской империи ещё больше века продолжался период расцвета (был принят Юстинианов кодекс, построен Софийский собор в Константинополе, изобретён греческий огонь и так далее).

Кстати, те самые западные историки, которые намертво приклеили ярлык «Византия» к Восточной Римской империи, в XIX веке придумали термин «византизм», наделив его негативным значением: мол, византийское государство было слишком автократичным и избыточно сложным, византийская политика была якобы сплошь грязной, хитрой и подлой, а повседневная жизнь простых «византийцев» была якобы преисполнена декадентства и морального разложения. Не то что на благословенном сияющем Западе, где чуть ли не со времён варварских королей уже якобы царили демократия, рыцарские идеалы и полнейшее «облико морале».

«Византийцами» на Западе в XIX веке обзывали русских царей. Наполеон, например, писал про Александра I: «это истинный византиец… тонкий, притворный, хитрый». Пожалуй, мы теперь с не меньшим основанием можем называть западных политиков гесперийцами или даже гесперцами. Нынешние власти США и ЕС готовы с потрохами отдать свои страны на заселение мигрантам, падение нравов на Западе дошло уже до карикатурных мерзостей, и хотя современным гесперийцам ещё удаётся периодически стравливать окружающих «варваров» между собой, это лишь оттягивает их неизбежный конец…


2. Блогер red-atomic-tank (указывает) на обзор российской отрасли электронных книг, которая в последние годы демонстрирует впечатляющие показатели роста. Особенно бурно сейчас растут сервисы электронного самиздата, которые позволяют авторам оформлять и публиковать свои произведения без необходимости отстёгивать львиную часть дохода жадным издательствам (ссылка):


 
…индустрия, в которую не верили и долго не замечали традиционные издатели, смогла за пятнадцать лет вырасти с 20 миллионов до 16,5 миллиардов рублей. <…>

Цифровой самиздат – главный герой нашего сегодняшнего рассказа. Рынок, которого 15 лет назад практически не существовало в России, по итогам прошлого года преодолел отметку в три с половиной миллиарда рублей, а по прогнозам на этот год должен вырасти до 4,2 млрд. Что особенно интересно смотрится на фоне снижения показателей продаж цифровых копий от традиционных издателей (у которых впервые за полтора десятка лет финансовые показатели не смогли продемонстрировать рост относительно показателей прошлого года).

Конечно, в финансовом плане на данный момент рынок бумажных книг гораздо больше рынка цифровых форматов. Кто-то может смело сказать, что электронные книги смогут вырасти максимум до 20% от общего объема. Но если говорить про соотношение проданных экземпляров, ситуация в России на данный момент следующая: в 2022 году покупатели приобрели 250 млн. бумажных экземпляров и 150 млн. цифровых копий книг. Таким образом, если суммировать общее число продаж, то мы увидим, что цифровые книги составляют не 20, а 40 процентов от общего числа покупок. Что опять же подтверждает озвученный мною ранее прогноз: в следующем году количество проданных цифровых экземпляров сравняется с количеством книг, реализованных на бумаге.



3. Владислав Январев, блогер janvarevvlad из города Королёв, прислал мне письмо про Бояръ-Аниме и про площадку Автор.Тудей, при помощи который писатели наконец-то избавились от душащих их издательств:

Важна не сама форма «аниме», а наличие инфраструктуры вокруг неё, то есть большого числа авторов, публикующих мангу (японские комиксы) в журналах, из которых выбираются самые интересные для читателей, и экранизируются.

В центре должен находиться не столько сам формат, сколько инфраструктура вокруг адекватной конкуренции авторов. (Собственно, говоря о проблемах современных западных фильмов можно заметить именно то, что сценарии и сюжеты для них отбираются продюсерами/режиссерами, а не публикой — благодаря чему аниме в целом разнообразнее, и в нём меньше повесточки, которая людям, видно не заходит).

В России есть пример такого, но для этого нужно ознакомиться с двумя вещами.

Первое. Есть такая площадка https://author.today/, где авторы пишут художественные романы для мужской аудитории (есть ещё схожий https://litnet.com/ — для женской). 

Выросли подобные сайты из истории с самиздатом — и интересны они следующим:

а) авторы конкурируют в них за читателя напрямую. Не издательство решает, чей текст опубликовать, а просто произведения выводятся списком, ну, с учетом лайков, покупок и прочего. Прямая конкуренция за читателя.

б) авторы получают достаточно большой процент с продаж книги (70-85% в отличие от 25-35% при классическом издательстве), что поощряет их в целом заниматься написанием книг профессионально. За подробностями рекомендую обратиться к описанию того, как на таких порталах живут авторы и почему они не работают с обычными издательствами (ссылка на статью, полную негодования в адрес АСТ, ЭКСМО и пиратов).

На таких порталах самостоятельно сформировалось сообщество писателей, как правило, заимствующих интересные ходы из зарубежной (западной, японской, китайской, корейской) литературы + придумывающих свои собственные — в отличие, например, от Литреса, в котором достаточно много переводной литературы, выпущенной издательствами.

Таким образом, уже есть отечественная адекватная конкуренция — отлично!

Второе. На том же самом портале книге можно проставить жанр — Бояръ-Аниме. Это отечественная штука. Какое-то время назад один из авторов (кажется, это был Метельский в цикле "Маски") придумал следующую структуру мира:

В мире существует магия, и она передается по наследству. Соответственно, миром правят рода/кланы — наиболее сильные, как правило, имеют более давнюю историю и тщательно оберегают родовые техники. Магия не дается просто так — её надо развивать, от уровня к уровню.

Российская империя благодаря пришествию магии не развалилась, и ей управляют наиболее старые и заслуженные роды. Герой, как правило, — попаданец, переселенец или из бедной семьи. Не владеет магией, но по каким-то причинам очень хочет её в себе открыть, научиться и пр.

Тут структура классической сенен (т.е. для мальчиков-подростков) манги/аниме положена на выдуманную российскую действительность. Как правило, в книгах такого жанра есть много компонентов, схожих с классическими историями взросления Героя:

— поиск внутренней силы;
— защита близких;
— политические и экономические интриги (роды они такие, да);
— поиск учителя;
— взаимоотношения с силой и пр.

Это приличная ниша — под неё отведен целый жанр (кстати, объединяющий в своем названии как раз два ключевых слова — Боярь про русский антураж, и Аниме за динамику экшна и определенные схожие сюжетные ходы). В ней пишет ряд конкурирующих авторов, что позволяет выбирать относительно хорошие произведения, а не "один из одного"

В жанре, понятное дело, нет графики — это не манга. В России, по моему мнению, такую традицию привить будет сложно — но вот традиции написания текстов у нас неплохие. Также не очень понятно, как из этого делать фильм/аниме — но, думаю, теоретически это возможно.

PS: Если вдруг захочется ознакомиться с жанром, я бы лично все-таки посоветовал не основателя Метельского, а книгу Ильина "Напряжение" (ссылка) — этакая смесь республики ШКИД и боярь-аниме + автор неплохо пишет.

Кстати, в рамках конкуренции на том же Автор.Тудей уже как правило принято выкладывать 50% романа, или даже всю первую книгу серии бесплатно, чтобы читатель не покупал кота в мешке. Что тоже плюс для разборчивого читателя.

PPS: Про попаданцев в Синдзи, Наруто и пр. там тоже есть достаточно много литературы, но, если честно, не уверен, что они являются хорошей базой для экранизации — потому что часто это фанфики, хотя они и могут быть с хорошим сюжетом.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 87 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →