Озон вынудил меня установить их приложение. Я не хотел, но без приложения Озон не выдавал мне заказ. Пришлось поставить, потом показать девушке за стойкой штрих-код. Удалять с телефона пока что не стал — ко всем маркетплейсам я отношусь с одинаковой настороженной снисходительностью. Я знаю, что они мне не друзья, но терплю, так как с ними всё же лучше, чем без них.
Приложение Озона выждало немного, и начало бомбить меня рекламой. Я зашёл в уведомления, отключил. Пока сидит тихо. Ждёт, когда я пойду получать следующий заказ.
Конечно же, такое надо маркетплейсам запрещать.
Во-первых, навязывание дополнительных расходов. У кого-то кнопочная звонилка, у кого-то старый телефон, на который приложение не ставится. Что же им теперь — новый мобильник покупать?
Во-вторых, это лишняя нагрузка на телефон (так как современные программисты не особо экономят ресурсы), и лишняя дыра в безопасности.
В-третьих, любые всплывающие уведомления, будь то сообщение о приходе почты и пересланный мем от родственника — большое зло, ибо они отвлекают и от работы, и от отдыха. Люди сейчас такие нервные в том числе потому, что их постоянно дёргают, постоянно тыкают острой палочкой: а вот, смотри, ещё сообщение пришло, давай читай уже.
Здоровый капитализм предполагает строгие правила игры. Потому что корпорации похожи на газ — они стремятся занять весь предоставленный им объём. Разрешите корпорациям вредить обществу за деньги, и, будьте уверены, они навредят. Маркетплейсы типа Озона, Вайлдберриз, Али и так далее стали важной частью нашей жизни, так что чем скорее мы их отрегулируем, тем лучше.
Впрочем, главная проблема маркетплейсов сейчас — это не принуждение к установке приложений, а система карательных скидок, которая впервые за долгое время заставила меня внимательно смотреть на цены. Возьмём для разнообразия Вайлдберриз, хотя картина везде одна и та же. Наберём в поиске «Стиральные капсулы» и отсортируем по цене:
Если вы думаете, будто вот эти 630 тысяч рублей (5 тысяч за одну стирку) — какая-то ошибка, спешу вас разочаровать. Сейчас это абсолютная норма на российских маркетплейсах. И если мы отсортируем цены в обратном порядке, мы увидим там тот же Ариель, но стоить он будет уже вполне приемлемые 30 рублей за капсулу, например. В какие-то дни даже 20 рублей.
В офлайновом мире мошенничество с ценами весьма распространено. Представьте: пассажир приезжает на вокзал и заглядывает в местную столовую. Заказывает себе еды, допустим, на 400 рублей. Его спрашивают «каким соусом полить», и он выбирает себе какой-нибудь майонез. После чего ему выставляют счёт уже не на 400, а на 5400 рублей. Так как свой копеечный соус мошенники оценили в 5000 рублей.
Теоретически это статья 159 УК РФ, «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием». Клиент доверил девушке на выдаче процедуру полива соусом, а та надула его, выбрав несуразно дорогой соус. На практике, однако, привлечь к ответственности таких мошенников сложно. С маркетплейсами похожая история. Клиент заходит на сайт, видит цены и покупает какую-нибудь нужную ему вещь: иногда вдвое дороже, иногда впятеро дороже реальной цены.
Продавцы завышают цены по двум причинам. Во-первых, просто так, в надежде, что кому-нибудь будет лень доставать калькулятор, а кто-нибудь с пьяных глаз случайно мышкой щёлкнет. Во-вторых, с завышенных цен можно делать скидки хоть в 90%, но при этом всё ещё торговать в плюс.
Это явное злоупотребление доверием, так как клиент имеет право предполагать, что цены в онлайн-супермаркете выставлены по рынку, плюс-минус какой-то разумный процент в зависимости от стратегии конкретного продавца.
Покупатель не может и не должен проводить исследование цен перед каждой покупкой банки сока или упаковки салфеток — хотя бы по той причине, что его время стоит денег. Рыночная экономика работает только тогда, когда покупатель может относительно легко сравнивать товары по соотношению цена-качество. Любые попытки затруднить сравнение, — через систему псевдоскидок, например, — портят рынок и ухудшают конкуренцию. На испорченном рынке выигрывает не тот, кто даёт покупателю максимум, а тот, кто нахрапистее проталкивает свой товар. Кстати, из тех же соображений сотовые операторы пудрят мозги клиентам, придумывая разные «гиги за шаги». Понятно, что было бы проще сравнивать цену за минуту и цену за гигабайт, например. Или цену за месяц безлимита на такой-то скорости, как вариант. Но если бы всё было настолько просто, клиенты могли бы осознанно выбрать самый выгодный тариф. А сотовые операторы не хотят, чтобы клиенты выбирали самый выгодный тариф, они хотят, чтобы клиенты промахивались и платили им больше.
Производители стиральных капсул, в свою очередь, делают разнообразные упаковки, — по 10 штук, по 12, по 15, по 25 и так далее, — чтобы покупателю было сложно сравнивать цены.
При наличии политической воли отрегулировать маркетплейсы довольно просто. Достаточно ввести два правила:
— в обязательном порядке показывать цену за единицу товара и разрешать пользователю сортировать по этому показателю;
— скрывать из выдачи товары, цена на которые более чем в полтора раза отличается от средней за последний месяц цены.
При этом возникло бы несколько коллизий, так как иногда высокие цены объясняются объективными факторами, но при помощи модераторов все подобные истории было бы легко расшить в полуручном режиме.
Главная проблема в другом. Депутаты — слуги народа, а народ не теребит своих депутатов, так как пока что не понимает, как именно его стригут. Уровень экономической грамотности остаётся всё ещё очень низким. Смешно сказать — некоторые до сих пор путают рыночную экономику с анархией, полагая, будто никаких запретов при капитализме быть не должно.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →