Однако (если верить представителю Airbus, который любезно согласился ответить на мои вопросы), мы имеем все шансы увидеть в ближайшем будущем A380, например, на рейсах Москва-Владивосток. Возможно, это будут версии лайнеров с каютами для пассажиров — чтобы можно было путешествовать в комфорте, как на поезде или корабле.
Впрочем, Вы сами можете прочесть интервью чуть ниже. И, если звёзды расположатся удачно, представитель Airbus посетит комментарии к этому посту и сможет ответить и на ваши вопросы тоже.
Кстати, некоторые мои вопросы в интервью остались без ответа. Хочу переадресовать эти вопросы моим читателям, которые имеют отношение к воздушному флоту.
В.: Почему на фото в WikiPedia двигатели у самолёта выглядят расположенными несимметрично? (ссылка)
О.: С симметрией у этого самолета все в порядке (фото приложено), просто фото, на которое вы ссылаетесь было сделано под углом, поэтому двигатели так и получились.
В.: Как защищён А380 от атаки террористов? Стальные двери? Своя команда полицейских на борту? Достаточно ли прочен углепластик из которого (по слухам) состоит его корпус? Вообще, сколько нужно террористов, чтобы с большой долей вероятности захватить самолёт?
О.: Вопросы о террористах не могу комментировать. Про углепластик могу сказать следующее (его доля в конструкции самолета от 22 до 25%): он более прочный, износоустойчивый, стойкий в появлению коррозии, более легкий.
В.: Наш завод, ВСМПО, поставляет титан для A380. Насколько много в самолёте титана? Допустим, один самолёт стоит 300 миллионов долларов. Сколько из этих 300 миллионов приходится на титан?
О.: Процентная составляющая титана в А380 — 10%. Еще немаловажно, что в России для А380 производятся такие детали как стойки шасси, теплообменник систем кондиционирования. Так что вклад России не измеряется только титаном. В денежном выражении, к сожалению, мы данных не даем, коммерческая информация.
(Прим. Ф.М.: 10% — это, надо полагать, не 30 миллионов долларов из 300, а 28 тонн из 280. Тоже неплохо).
В.: Я прочёл, что А380 ест три литра бензина на сто километров (в расчёте на одного пассажира). Получается, стоимость полётов на нём будет очень дешёвой? Или есть подводные камни?
О.: Подводных камней никаких нет, данные по топливным затратам верны. (Нужно иметь в виду, что это расчет на стандартную компоновку, 525 пассажиров. Если пассажиров будет больше, то и расходы будут меньше, если пассажиров меньше, то расходы на перевозку пассажиров будут больше). Действительно, это дает авиакомпаниям большую гибкость в составлении тарифной линейки и возможность предоставлять более привлекательные цены. Ведь, как известно, топливная составляющая в цене билета играет очень важную роль. Соответственно, чем меньше расходы на топливо, тем более выгодные тарифы авиакомпания может предложить пассажирам.
В.: Сколько в Аэробусе сортиров? Что будет, если группа шутников одновременно запрётся в них и будет сидеть там в течение часа? Их затопят пожарной сигнализацией или выкурят ещё как-нибудь?
О.: В стандартной компоновке предусмотрено 15 туалетов, но окончательное их количество определяет авиакомпания. Что касается поведения персонала в приведенном вами примере, то этот вопрос нужно адресовать авиакомпании, а не производителю. Ведь именно авиакомпания определяет, как поступать в подобной ситуации.
В.: Предусмотрены ли для курящих дымовые противогазы или ещё какой-нибудь способ употребить своё «лекарство»?
О.: Мы, как производитель авиационной техники, такую опцию никогда не предлагали. Предусматривают ли что-то авиакомпании на этот счет…? Лучше спросить у них напрямую.
В.: Дают ли лётчики имена самолётам, на которых летают? (Типа, как лошадям). Если да — можно привести примеры имён и самолётов?
О.: Это опять же вопрос к авиакомпаниям. Мы являемся производителями самолетов, а не эксплуатантами, посему не можем вам ответить на это.
В.: Сколько стоит подготовить требования аэропорта под приём А380? Оправдано ли это финансово, или это чисто имиджевый шаг?
О.: Вопрос о стоимости лучше адресовать непосредственно к аэропорту. Думаю, что финансовая составляющая будет отличаться от аэропорта к аэропорту, какой-то единой системы расчета не будет.
Как я пишу ниже, никаких существенных изменений в инфраструктуре аэропорта не требуется. Самолет уже посетил 90 аэропортов, продемонстрировав, что он успешно вписывается в существующую инфраструктуру. Аэропорт должен сам решать, нужно ли ему это или нет. Первым делом , это необходимо крупным транспортным хабам, через которые осуществляется около 70% всех рейсов, выполняемых самолетами большой вместимости (Лондон, Дубай, Сингапур, Сидней, Гонконг, проч). Кроме того, если в аэропорту базируются авиакомпании, которые или заказали А380, или уже его эксплуатируют (например, в Домодедово базируются семь таких авиакомпаний), то, конечно же, возможность аэропорта принимать А380 будет дополнительным плюсом. Не исключено, что в будущем эти авиакомпании могут начать полеты на А380 в этот аэропорт или использовать его как промежуточную остановку на каком-то маршруте.
В.: Что будет, если внезапно в А380 кончится топливо или откажут все двигатели? Он мягко спланирует вниз или камнем рухнет на землю?
О.: Даже при отказе двигателей и когда заканчивается топливо самолет может планировать и благополучно совершить посадку. Такой случай произошел с А330 в 2001 году, лайнер авиакомпании Air Transat планировал 30 минут и успешно приземлился в аэропорту.
В.: Я читал, что А380 перед посадкой приветственно помахал крыльями. Наказали ли за это лётчика?
О.: А за что наказывать? Это заранее спланированное приветствие для собравшихся гостей и СМИ.
В.: Приписывают ли самолёты размера А380 к военному флоту, как микроавтобусы в СССР?
О.: Мне кажется, что это вопрос не к производителю авиатехники.
В.: Как часто будут А380 навещать Россию? Не дешевле ли летать более мелкими самолётами?
О.: Надеемся, что А380 может появиться в России в среднесрочной перспективе. Тут возможны два варианта: либо российская авиакомпания приобретет этот лайнер. Объективно в России есть рынок для этого самолета: уже сейчас есть множество маршрутов с большим пассажиропотоком, как внутренних ( Москва-Владивосток, Москва-Хабаровск, Москва-Сочи), так и международных (Москва-Гонконг, Пекин, Сингапур, Шанхай), где А380 может быть очень эффективен. Второй вариант, что одна из зарубежных авиакомпаний может начать выполнять рейсы на А380 в Россию, или же использовать какой-то российский аэропорт, как промежуточную остановку.
Что касается второго вопроса, то тут каждая авиакомпания решает сама для себя: что ей более выгодно. У каждого перевозчика есть своя бизнес-модель/стратегия. Кто-то решает сконцентрироваться только на чартерных перевозках, кто-то выполняет только регулярные рейсы, кто-то предлагает дешевые билеты и средний сервис, у кого-то хороший сервис и соответствующая цена. Так что, здесь уже сама авиакомпания решает какой самолет ей необходим для решения конкретно поставленных задач. Это очень сложный процесс, так как изучается маршрутная сеть, оценивается пассажиропоток и проч. Очевидно, что А380 будет особенно эффективен для обслуживания маршрутов большой протяженности с большим пассажиропотоком. Преимущества А380 для авиакомпаний также очевидны — более просторный салон ( можно предложить какой-то уникальный продукт и привлечь пассажиров), возможность предлагать гибкие тарифы (за счет топливной экономичности лайнера), возможность более эффективно использовать слоты (перевозить больше пассажиров за один рейс). Опыт эксплуатации А380 показал, что есть такой эффект А380 — положение авиакомпании на рынке значительно укрепляется, когда она покупает А380. Кроме того, несмотря на кризис, сегодняшние эксплуатанты А380 отмечают, что у них нет спада продаж билетов на рейсы, которые осуществляются на А380, наоборот , пассажиры сами просят забронировать им билет именно на рейс А380 .
В.: Есть ли у А380 особые требования к обслуживанию, кроме длины и прочности полосы? Возможно, им нужны какие-нибудь особые жидкости или специального размера трап?
О.: Ширина полосы — 45 метров. (Большинство аэропортов имеют такую полосу).
Насчет длины особых требований нет, сядет там же, где и 747. У А380 кстати посадочная и взлетная дистанции короче, чем у Boeing 747 на 11% и на 17 % соответственно, так что у самолета нет каких-то особых требований к полосе в плане длины.
Обслуживание А380 также не требует значительных изменений. Двери основной и нижней палубы нового самолета, а также присоединительные разъемы для наземного оборудования расположены на той же высоте, что и у Boeing 747. 20 из 22 машин , используемых для обслуживания самолетов, являются идентичными с уже существующими машинами. Подача подавляющей части бортового питания и расходных материалов для обслуживания пассажиров осуществляется на главную палубу А380. Исключение составляет лишь автомобиль бортового питания, выгрузка из которого производится на верхнюю палубу для сокращения времени обслуживания самолета. Для перемещения А380 требуется более мощный тягач, что обусловлено большим весом самолета. Такие новые транспортные средства (автомобиль бортового питания и тягач) уже выпускаются и используются во многих аэропортах для обслуживания 747.
Насчет трапа, нет каких-то особых требований, дверной разъем А380 такой же, как и у 747. Обычная посадка осуществляется через основную палубу, используя стандартный трап. Правда, некоторые аэропорты решили подчеркнуть свою индивидуальность и предоставить пассажирам возможность осуществлять посадку прямо на верхнюю палубу через телетрап. Соответственно, они построили дополнительные телетрап , который ведет на вторую палубу.
В.: Какие дополнительные сервисы предусмотрены на А380? Бассейн? Услуги массажиста?
О.: Во-первых, этот самолет предоставляет огромное пространство на двух палубах, которое авиакомпании уже могут использовать для предоставления как-то уникальных услуг и сервисов (массаж, тренажерный зал и проч). Могу привести несколько примеров того, как это пространство используют и хотят использовать некоторые заказчики:
1. Singapore Airlines сделали отдельные сьюты для первого класса. Это настоящая каюта с раздвижными дверьми, в которой оборудовано полноценное спальное место, кожаное кресло, обеденный стол, шкаф для одежды, плазменная панель.
2. Emirates сделали на борту душ для первого класса.
3. В свое время обсуждалась идея с частными заказчиками о создании на борту А380 казино.
Во-вторых, на борту самолета 15 температурных зон, в которых можно установить любую температуру от 18 до 30 градусов, что позволяет предложить пассажирам дополнительный температурный комфорт.
В-третьих, А380 предлагает 5000 световых сценариев на борту, позволяет задавать определенное освещение в зависимости от времени суток: например, чтобы облегчить момент пробуждения можно ввести программу восхода солнца и тогда весь салон озарится желто-оранжевыми красками восхода, или же можно имитировать ночное освещение темно-синими красками, чтобы пассажирам было легче заснуть.
В.: Много ли места пропадает за обшивкой? Или место — это ерунда по сравнению с весом?
О.: Ширина фюзеляжа — 7.14 м, ширина салона — 6.54, так что места пропадает совсем немного.
В.: Сможет ли А380 при необходимости сесть, например, на МКАД?
О.: Такую возможность не рассматривали. (Прим. Ф.М. — ширина МКАД составляет 50 метров: 10 полос, разделённых бордюром. Брюс Уиллис, думаю, справится).
В.: Куда будут попадать А380 после смерти? На металлолом? Или в Африку? Или ещё куда-нибудь?
О.: Когда пассажирские самолеты заканчивают свой эксплуатационный цикл, то возможны две опции:
1. Переоборудование их в грузовые версии.
2. Утилизация лайнеров. У Airbus есть своя программа по демонтажу и переработке самолетов. В настоящий момент специалисты компании проводят тестирования разнообразных систем экологически безопасной переработки и утилизации самолетов. Результаты первоначальных исследований показывают, что около 85% компонентов самолета могут быть переработаны и использованы повторно.
В.: Достаточно ли А380 велик, чтобы установить на нём портативный атомный реактор с нормальной защитой для пассажиров? Или для этого нужен самолёт ещё больше?
О.: Площадь самолета 550 м2. Остальное комментировать не могу, так как не вижу прямой связи с производством самолетов.
В.: На сколько моделей вперёд планируют новые самолёты? Что мы увидим через 20 лет? Самолёт, который жрёт не 3 литра на сотню, а 2.5 литра? Или что-нибудь действительно новое?
О.: Появление новых самолетов прежде всего зависит от наличия и доступности новых/инновационных технологий, материалов, процессов. Так, сейчас компания Airbus работает над новым широкофюзеляжным лайнеров А350XWB (конкурент Boeing 787 Dreamliner), ввод в эксплуатацию которого намечен на 2013. Этот самолет воплотит в себе самые передовые и современные разработки. Свыше 53% конструкции планера будет выполнено из композитных материалов в совокупности с титановыми и алюминиевыми сплавами нового поколения. Он будет на 25% более экономичным, чем сегодняшние аналоги в этой категории (Boeing 767, 777).
Что касается узкофюзеляжного сегмента (семейство А320), то тут также проводятся исследования направленные на изучение возможностей создания нового лайнера. Компания считает, что новый самолет должен быть настоящим прорывом с точки зрения потребления топлива (не менее , чем на 25%), пассажирского комфорта и заботы об окружающей среде. Подобные технологии могут быть доступны не раньше 2023 года. Как будет выглядеть этот самолет? Пока сказать трудно, в настоящий момент рассматриваются разнообразные перспективные технологии, что именно будет использовано, пока никто не знает. Исследования ведутся по следующим направлениям:
— Ламинарный поток для улучшения аэродинамических характеристик самолета
— Перспективные материалы
— Использование топливных элементов. (Топливный элемент представляет собой устройство, позволяющее получать электроэнергию из водорода путем его соединения с кислородом (процесс холодного горения).
— Использование альтернативного топлива (либо GLT- топливо на основе сжиженного газа или BTL-биотопливо)
— Новые концепции двигателей — открытый ротор, новое поколение турбовентиляторных двигателей, пр.
В.: Как можно посидеть за штурвалом А380?
О.: Посетить авиасалон, где участвует А380. Возможно, вас пустят в кабину пилотов.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →