Сидящие в тюрьме люди воспринимаются нашим обществом не как «отбросы общества», а, скорее, как отважные герои, испытывающие серьёзные лишения ради благородных целей. Уголовники имеют устойчивый имидж «настоящих мужчин» — типа полярников, лётчиков или моряков. И даже в детских фильмах зеков уже выводят сугубо положительными персонажами.
К чему это приводит?
Очевидно, к тому, что многие люди живут скорее «по понятиям», чем в соответствии со здравым смыслом. Стучать у нас считается западло. Проявлять слабость — позорно. Отказаться покрывать накосячившего коллегу — стыдно.
И, конечно, совсем печально читать истории про подростков из «рабочих посёлков». Которые считают, что каждый нормальный мужчина должен непременно отсидеть несколько лет, чтобы «узнать жизнь».
Вопрос. Почему в нашей стране культура — именно криминальная? Кто в этом виноват?
Ответ очевиден. Виноваты в этом бывшие заключённые. Которые выходят из тюрьмы, вливаются обратно в общество, женятся и заводят детей. Ведь криминальная культура — это заразная вещь. Представьте себе школьный класс из тридцати человек, в котором, скажем, у пяти детей сидели отцы. Как полагаете, какая в классе установится культура? Ответ понятен.
Следующий вопрос. Как люди становятся зеками?
Ответ снова очевиден. Проходит суд, судья выносит приговор, и вчерашний добропорядочный гражданин становится зеком. От сумы и от тюрьмы… Через несколько лет, пройдя тюремные университеты, заключённый становится матёрым уголовником. Выходит на свободу, женится, заводит детей… которые вырастают и попадают в тюрьму. Круг замыкается.
Третий вопрос. Почему же, например, в Европе нет криминальной культуры? Там что — люди сделаны из другого теста? Или во всём виноват Достоевский и прочие русские посидельцы, воспевшие тюремную романтику в своей интеллигентской литературе?
Давайте посмотрим на цифры. Вот число заключённых на 100 тысяч граждан по некоторым странам мира (пруфлинк):
США — 756
Россия — 611
Новая Зеландия — 186
Англия — 148
Голландия — 128
Австралия —126
Канада — 107
Германия — 95
Турция — 91
Франция — 85
Швеция — 82
Япония — 62
Индия — 22
Как видите, всё просто. В России сидит в несколько раз больше человек, чем в Европе. Эти люди и создают в нашей стране атмосферу криминальной культуры. Вот в городе Североморске, например, полно моряков. Там «морская» культура. А в России в целом полно уголовников. Поэтому и культура у нас уголовная.
Вы, наверное, спросите меня — а как же Штаты? У них-то цифры ещё хуже.
Отвечу. Во-первых, как я уже писал вот здесь, статистику Штатам сильно портят негры — их сажают чуть ли не в пять раз чаще, чем белых. А во-вторых, культура — это то, что формируется годами. А совсем недавно, в недоброй памяти времена СССР, у нас сидело ещё больше заключённых, чем даже сейчас. Тогда как в США, наоборот, число заключённых от года к году только увеличивается.
Какой можно сделать из этого вывод? На мой взгляд, только один.
Сажать надо меньше
Не буду вдаваться в теорию. Попрошу только ещё раз взглянуть на цифры. И вспомнить Европу. Думаю, всё очевидно. Вопрос заключается только в одном: как именно можно снизить число заключённых.
Лично я, думаю, что надо двигаться в трёх направлениях.
Первое — надо очистить уголовный кодекс от наследства СССР и перестать сажать людей просто так. Более конкретно — я имею в виду статьи за наркотики, за хранение оружия и за самооборону.
Второе — надо провести масштабную амнистию и резко сократить число заключённых. Полагаю, кстати, хорошей идеей будет прописать в законе максимальное число лиц находящихся одновременно в местах лишения свободы. После достижения этого предела — объявлять амнистию автоматически.
Третье — нужно дать судьям возможность выносить оправдательные приговоры. Сейчас, как известно, таких приговоров выносится в России меньше одного процента. Причина — каждый оправдательный приговор влечёт за собой кучу бумажной работы и испорченные отношения с людьми, от которых судья зависит.
Кстати, ещё одна сторона проблемы. Сейчас, в общем, каждый трезвый житель России понимает, что его могут посадить в любой момент. Или вообще просто так, или за какую-нибудь мелочь. А логика «от сумы и от тюрьмы не зарекайся» ни разу не делает гражданина более законопослушным. Смысл соблюдать законы, если тебя всё равно, при желании, можно без труда «закрыть»?
Короче, нормальный, независимый суд — это тоже очень важно. Как конкретно можно обеспечить судьям независимость пишет, например, шьющий рукавицы Ходорковский, который знаком с проблемой изнутри. Прочитать его статью целиком можно вот здесь.
И, наконец, последнее. В ЖЖ и за его пределами постоянно слышны вопли: «надо больше сажать, надо больше расстреливать, нельзя терпеть подобные преступления». Отмечу, что даже собаки понимают, что так делать нельзя. Цитирую вот отсюда:
«В лаборатории Л. В. Крушинского проводится экспериментальное изучение элементарной рассудочной деятельности животных с помощью двух объективных тестов. Первый из них — способность к экстраполяции направления движения. Под этим математическим термином понимается способность животного по начальному направлению движения пищевого раздражителя определить его дальнейший путь за преградой. Мысль о возможности проведения этого эксперимента в лаборатории пришла после наблюдения за поведением охотничьей собаки. Собака шла с помощью верхнего чутья за бегущей по земле птицей, птица забежала в куст и там затаилась. Собака обежала куст и приняла стойку, как бы преградив птице дорогу, т. е. как бы продолжила линию движения птицы».
Как видите, даже собака понимает, что если птица забежала в куст с одной стороны, она непременно выбежит с другой. А вот любители сажать и вешать не понимают, что каждый посаженный в тюрьму «взяточник», «вор» или «автомобилист» со временем превратится в вышедшего на свободу уголовника.
Update: Любопытная ссылка по теме от dilesoft: http://www.rg.ru/2008/09/02/radchenko.html
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →