Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Бизнесмены и баянисты

Для бизнеса слово «баян» — это своеобразный знак качества. Что бы там ни писали фантазёры биографы, реальные суровые бизнесмены крайне редко бывают первопроходцами. Начинать что-либо новое — это большой риск, и, как правило, новаторам проще сорвать джек-пот на игровых автоматах, чем извлечь деньги из своих проектов.

Классический пример. Билл Гейтс за всю свою карьеру в Майкрософт не изобрёл, насколько мне известно, ровным счётом ничего существенного. MS-DOS был создан «на основе» СР/М. Концепцию мыши вместе с идеей Windows Большой Билл позаимствовал у Xerox (по версии Стива Джобса — у Apple). Internet Explorer был создан на основе Mosaic. Результат Вам известен. Билл Гейтс — самый богатый человек в мире, со всеми вытекающими последствиями.

Спрашивается, почему так?

Потому что быть первопроходцем безумно дорого. Надо тратиться на исследования. Надо вкладывать деньги в исправление сделанных по неведению ошибок. Надо расходовать большие средства на формирование рынка, надо выращивать под себя поставщиков, надо создавать с нуля новую инфраструктуру.

А в итоге, когда первопроходец после долгих лет мучений выходит, наконец, «в плюс», появляется какой-нибудь Гугл и отбирает у него большую часть клиентов.

С другой стороны, разумеется, быть догоняющим тоже не сладко. На современном рынке никому не нужен «ещё один мобильник» или «ещё один автомобиль». Как говорят маркетологи, «отличайся или умри». Твой товар должен чем-то отличаться от товара конкурентов, и это должно быть существенное, а не косметичекое отличие.

Таким образом, крупным конторам всё же приходится содержать в штате исследователей. Но важно понимать, что львиная доля исследований направлена на улучшение и доводку до ума существующих продуктов, а не на разработку принципиально новых вещей.

Проще говоря, когда мы выпускаем на рынок новый товар или новую услугу, собственно нового там должно быть не больше 5%. В противном случае мы рискуем сильно промахнуться и понести серьёзные убытки. Ну а в рекламе, ясен перец, эти 5% будут раздуты до 95% и «то же самое, но с перламутровыми пуговицами» будет представлено как «революция на рынке одежды».

Подведу итог. Когда опытный бизнесмен рассматривает новую идею, первый вопрос, который у него возникает, звучит так: «а делал ли уже кто-нибудь нечто подобное?». И если пока никто ничего подобного не делал, то бизнесмен, скорее всего, или предложит автору идеи обратиться в благотворительный фонд, или, в лучшем случае, выделит ему на опыты совсем скромные деньги, которые будет не жалко потерять.

PS: Пиарю школопост френдессы naveki_maria (ссылка). Процитирую оттуда любопытное наблюдение: «Вы никогда не замечали, что советовать человеку „прочти это и посмотри это” — попросту бесполезно. Как минимум добьешься противоположного эффекта».

PPS: Из вчерашних антикоррупционных идей (ссылка на пост) мне больше всего понравилась идея френда talgaton. А именно: закрепить в законе святое право граждан снимать на камеру и записывать на диктофон любые действия госслужащих. И прописать серьёзные наказания для капризных чиновников, которые будут пытаться уклониться от съёмки или будут требовать от папарацци убрать мобильник. Предлагаю всячески пиарить эту идею: на мой взгляд, это будет простая, красивая и работающая антикоррупционная мера.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 152 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →