Нет, главное отличие не в этом. Если сравнивать с футболом, то европейские водители — это члены одной команды, а российские водители — это сплошные арбитры.
Пример из жизни. Если в Европе водитель хочет выехать на дорогу с прилегающей территории, его тут же пропускают. При этом, если есть возможность, едущий по дороге даже перестраивается в левый ряд, чтобы освободить полосу выезжающему. Ну, раз просит мяч товарищ — надо отдать пас.
Если же кто-нибудь хочет выехать на дорогу у нас, едущий по правой полосе арбитр… спокойно продолжает движение, даже и не думая менять скорость. При этом рука арбитра обычно зависает над центром руля, чтобы можно было быстро издать гудок и остановить потенциального нарушителя. Правила — превыше всего, а чего там кому надо, его не волнует.
Ещё пример. Если в Европе одна машина быстро приближается на трассе к другой, водители спокойно разъезжаются. Медленная машина принимает вправо, а быстрая машина терпеливо ждёт, когда ей освободят место, после чего едет дальше. Нормальное взаимодействие двух игроков.
У нас часто приходится наблюдать иную картину. Медленный арбитр принципиально едет в левой полосе, так как «нарушитель» сзади движется с запрещённой правилами скоростью. А быстрый арбитр прижимается к заднице медленного, злобно гудит и моргает фарами, так как «нарушитель» спереди ломает схему движения, занимая левый ряд при наличии места справа.
И ещё пример. В Европе, когда водителю нужно перестроиться в соседнюю полосу, он включает поворотник и аккуратно перестраивается. При этом едущий в соседней полосе рефлекторно придушивает тормоз, чтобы дать товарищу по команде место для манёвра.
У нас, увы, под дорогам колесит масса арбитров, которые в таких ситуациях вместо тормоза давят на гудок и показывают «нарушителю» из окна жёлтую карточку. Дескать, я еду по правилам, а твои проблемы меня ни разу не волнуют.
Почему так происходит?
Думаю, ноги у этого безумия растут ещё со школы. Которая, как известно, социализирует детей и приучает их ко взрослой жизни.
И во взрослой жизни водитель честно применяет схему общения, полученную ещё на школьном стуле. Схему «учитель — ученик», где учитель строго следит за учеником и гнобит его за неправильное поведение. Излишне говорить, что в этой схеме стандартный водитель играет роль именно учителя. Ну а остальные водители на дороге, соответственно, являются для него учениками.
Кстати, думаю, именно по этой причине реальный уровень навыков вождения у большинства столь низок. Какое уж тут обучение, когда твоё лицо закрыто маской учителя? «Ты начальник, я дурак. Я начальник — ты дурак». Вот и попадаются водители с сорокалетним стажем, которые принципиально ездят между полос, а из ПДД помнят только отрывки, типа «помехи справа» и скоростного режима. Про схему «через одного», которая применяется, когда две сходящиеся полосы сливаются в одну, я уж и не говорю.
Самое забавное, что во многих автоконференциях арбитры всерьёз считают, будто «нарушителей надо учить» и что порядок на дорогах настанет тогда, когда арбитрами станут все. Их мечта — эдакий вывернутый наизнанку футбол, когда на поле бегает один игрок, за которым следят двадцать два арбитра.
На мой взгляд, однако, европейский опыт говорит сам за себя. Вождение — командная игра, и порядочный водитель (если у него на крыше не установлена красно-синяя мигалка) должен не гудеть товарищам по команде, а помогать им.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →