Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Трасса Петербург-Москва

По просьбам радиослушателей, делюсь своим скромным опытом поездок по трассе Петербург-Москва.

1. Дорога сейчас хорошая, колдоёбин и пробок мало, а качественного асфальта, наоборот, много. Местами (в окрестностях Новгорода и Твери) дорога так и вовсе волшебная — типа нашей кольцевой, только слегка пораздолбанней, немного поуже и без бортика безопасности справа.

2. Если ехать со скоростью 80 в населённых пунктах и 120 за их пределами, Ваша машина будет практически невидима для радаров бойцов ГИБДД. Надо, впрочем, отметить, что стационарные посты ДПС оснащаются особо мощными радарами: на посту Вас могут от скуки остановить и за превышение на 15 км/ч. Если же ехать быстрее, (90 по населённым пунктам, например) то пару-тройку раз за поездку непременно остановят поколядовать. И никакой экономии времени не получится.

Кстати, на некоторых постах видеокамеры вынесены на несколько сотен метров в стороны. Поэтому если будете притормаживать перед постом, делайте это заблаговременно.

3. Впрочем, советы рассчитаны на водителей типа меня, которые или просто катаются, или неспешно едут по несрочным делам. Если Вы везёте донорскую кровь раненому на охоте Путину, тогда, вполне возможно, имеет вдавить педаль в пол и гнать невзирая на разметку, пока шины не задымятся от усталости. Насколько это опасно можно судить по следующим цифрам:

а) Я наблюдаю летом примерно одну-две серьёзных аварии на 1 000 километров (раньше, кстати, бились гораздо чаще).
б) Нарушающих встречку водителей за ту же 1 000 километров я наблюдаю несколько десятков — а ведь я вижу только тех, чья скорость значительно отличается от моей собственной.

Вывод: даже при неаккуратной езде шанс попасть в ДТП довольно мал. По моим примерным подсчётам — шанс для отмороженного водителя угодить в ДТП — менее одного процента за поездку. Ну, как рядовой боевой вылет в американской авиации.

4. Чуть ли на на половине трассы разметка «трёхполосная», когда средняя полоса доступна для обгона по очереди то Вам, то встречному потоку. Места, где можно начинать обгон отмечены длинной прерывистой линией и знаком «две полосы вперёд, одна назад». Знак часто дополняется табличкой типа «900 м», которая показывает, сколько у Вас есть места для обгона. Кстати, если Вы идёте 120 километров в час, можно умножить число «стометровок» на три и получить время, в которое Вам следует уложиться при обгоне. Например, полоса в 900 метров будет пройдена за 9*3=27 секунд. Эти 27 секунд можно при обгоне отсчитывать про себя, чтобы понимать, когда пора перестраиваться обратно вправо.

Неопытные водители часто путаются в знаках и начинают обгон не на длинной, а на короткой прерывистой линии и знаке «полоса вперёд, полоса налево». Это рискованно: можно или протаранить попутную машину, остановившуюся для поворота налево, или внезапно вылететь на встречку, когда пятачок для поворота резко закончится.

5. Поворачивать налево на таких пятачках тоже следует с большой осторожностью. Некоторые водители, особенно водители фур, не гнушаются пролетать места для разворота на своей максимальной скорости. Ну, фура, в силу конструктивных особенностей, не умеет быстро разгоняться, поэтому ей надо для обгона больше места, чем им даёт разметка.

Особенно опасны повороты, сразу после которых начинается холм. Потому что пока Вы стоите в среднем ряду, мигая левым поворотником, из-за холма может вылететь фура, которая встанет перед выбором: сносить с дороги Вас, или таранить в бочину другую фуру, идущую справа.

6. Обгонять фуры следует с осторожностью. Фуры могут внезапно метнуться на пару метров влево в двух случаях: на плохой дороге, объезжая ямку, или на дороге любого качества, уворачиваясь от стоящего на обочине препятствия. Например, уворачиваясь от другой фуры, которая выразила намерение открыть дверь, или от тихо педалящего по краю дороги велосипедиста.

Они, кстати, правы. У стоящих на обочине фур есть привычка внезапно открывать левые двери, а у шарящихся по обочине дальнобойщиков есть привычка подходить к этим дверям по асфальту, не глядя на приближающиеся автомобили.

Излишне упоминать, что некоторые водители фур не пользуются зеркалами, поэтому они могут снести Вас с трассы, даже если Вы до этого специально две минуты торчали у них в левом зеркале. Ежели Вы таки решили совершить обгон фуры на выбоинистой дороге, дождитесь момента, когда на встречке никого не будет — чтобы у Вас была возможность спастись от неожиданного тарана. Надёжнее, впрочем, всё же подождать ровного асфальта.

Есть такой миф, будто все дальнобойщики — необычайно опытные и аккуратные водители, которые видят всё вокруг на три хода вперёд и контролируют колебания своего корпуса плюс минус пять сантиметров. Увы, это миф. Не умеющих пользоваться зеркалами и в упор не чувствующих габариты водителей фур — полно.

7. Легковые машины, в отличие от фур, на прямых участках едут более-менее ровно. А вот на дугообразных поворотах заехать на метр-другой в Вашу полосу — это в порядке вещей. На дугообразных поворотах лично я обгонять легковые машины просто не рискую — свою полосу в виражах не умеет держать чуть ли не треть водителей.

8. Обгонять кого бы то ни было справа — неверный ход. Большой шанс, что замедлившаяся шайтан-арба, которую Вы планируете обогнать, как раз выжидает удобного момента, чтобы резко перестроиться в правый ряд или на обочину. Вы рискуете попасть под её траекторию.

И, да, рассчитывать, что перестраивающийся посмотрит в правое зеркало перед началом маневра, по меньшей мере, наивно.

9. Если Вам в корму упёрся нервный автомобиль с включённым дальним светом, грамотная стратегия — сдвинуться на метр на обочину и дать ему Вас обогнать. Этот автомобиль попытается обогнать Вас в любом случае, а так Вы, по крайней мере, не потеряете время и предотвратите возможную аварийную ситуацию. Например, ситуацию, когда Вам придётся выбирать: или бодаться с гонщиком за право влезть в левый ряд первым, или пропустить один раунд фурочехарды.

10. На трёхполосных участках перестраиваться из среднего ряда в правый ряд лучше с солидным запасом. Иначе есть риск вылететь на встречку или… столкнуться с таким же не рассчитавшим джигитом, который едет навстречу Вам и тоже торопится кого-то обогнать. А встречка — это не только потенциальные трупики, это ещё и лишение, да. К счастью, обычно водитель имеет возможность выбрать, чего именно лишиться — или прав, или нескольких тысяч рублей.

Кстати, голубые братья — совсем не дураки. Они стоят точно в тех местах, где у водителей есть искушение надавить на газ и таки «успеть» обогнать ещё одну фуру. Поэтому, даже если Вы успеете завершить маневр за метр до встречки, Вы всё равно рискуете попасть под раздачу полосатых палочек. Ведь маневр-то Вы наверняка будете завершать с выжатым до упора газом, верно? Влетев же в населённый пункт на скорости в 122 километра в час, Вы уже попадаете под лишенческую статью.

11. Кстати, о населённых пунктах. Если Вы едете первый-второй раз и не помните, где какой населённый пункт расположен, имеет смысл ехать даже не 120, а 115 километров в час. Чтобы не было сюрприза, когда Вы думаете, что превышали на 35, а реально превысили на 65.

12. Заправляюсь я обычно в Выползово — это примерно на полпути (километров 50 от Вышнего Волочка в сторону Новгорода) и там единственная (насколько я знаю) заправка Shell, и там же можно выпить человеческого зернового кофе. Легко запомнить: «Выползово — можно выползти из машины и размять ноги». Впрочем, я заправлялся несколько раз и на других заправках, включая страшные безымянные. Машина жива.

13. С питанием хуже. Обычно ем в Немчиновой Горе. Свежестью продуктов и правилами кулинарии там особо не заморачиваются, зато готовят и подают очень быстро, а приборы достаточно чисто вымыты. Из машин, опять-таки, если верить аборигенам, ничего не воруют — есть охрана.

Ещё есть знаменитый посёлок Крестцы, где делают чёткие пирожки. Но пирожки, конечно, никак не замена полноценному обеду.

Короче, если знаете ещё нормальные места кормления — подскажите, буду благодарен.

14. Путь «от Кольцевой до Кольцевой» занимает у меня примерно 11 часов, со всеми остановками и обеденным перерывом. Правда, надо отметить, с Твери я сворачиваю обычно на Лотошино, а потом еду на Волоколамск, чтобы не стоять в пробках. Несколько раз ездил напрямую — через Клин — но мне не понравилось обилие попутчиков.

Выезжаю из Москвы или Петербурга, как правило, около 10-12 утра. Стараюсь при этом не выезжать по субботам и не приезжать по воскресеньям, чтобы не мешать дачникам.

15. Оборотни в погонах ведут себя весьма корректно, если и придираются, то по делу, а не просто так. Впрочем, возможно, это только мне так везёт: некоторые мои знакомые считают, что их оштрафовали/лишили прав на этой трассе напрасно. Ещё раз повторюсь: советую потратить время и разобраться с трёхполосной разметкой. Она устроена очень удобно и логично, но сложно для понимания — поэтому нарушить там по незнанию — как нечего делать.

Да, с каждым годом «моргающих» водителей, предупреждающих о засаде, становится всё меньше и меньше. На мой взгляд, это правильно. Лично я предпочитаю быть внезапно оштрафованным, чем быть внезапно протараненным.

16. Ехать через Новгород или по строящейся объездной, на мой взгляд, значения не имеет. Время в пути примерно то же. Обычно, впрочем, я еду по объездной — можно включить круиз и дать ногам немного отдохнуть.

Кстати, на строящейся объездной есть огромный соблазн съехать на закрытую полосу дороги и с ветерком объехать тянучку. Делать так не стоит. Практически каждый раз я вижу, как любители обходных путей о чём-то беседуют с инспекторами ДПС, которые ловят таких хитроумных. Один новгородский боец ГИБДД как-то сказал, что это любимое место их начальства.

17. У многих фур есть привычка ехать правым колесом по обочине: так они экономят подвеску, как я понимаю. На тосненской объездной, например, чуть ли не половина фур так едет. Поэтому парковаться на обочине имеет смысл «поглубже» в траву — от греха. Чтобы оставить этим фурам хотя бы метр свободного места.

18. Иногда дорога идёт «волнами». Если ехать быстро, на этих волнах машина начинает забавно прыгать. И всё бы ничего, но вот войти в поворот на прыгающей машине не так просто, как кажется. Поэтому лично я на поворотах на «прыгающей» дороге сбавляю скорость хотя бы до девяноста, как бы там ни ехали идущие впереди джипы.

19. Удержать скорость в 80 в населённых пунктах часто тяжело. Кажется, что это очень медленно, и правая нога сама прибавляет газу. Простой способ справиться с правой ногой — тупо пристроиться в хвост за любой машиной. Пусть даже она будет идти не 80, а 70 или 60 — всё равно через километр населённый пункт кончится и можно будет её обогнать.

20. После трёх часов непрерывной езды нога перестаёт чувствовать тормоза. Поэтому держать «городскую», маленькую дистанцию до идущей впереди машины — плохая идея. Есть шанс не успеть оттормозиться даже на банальном светофоре, не говоря уже об экстренных ситуациях или о мокром асфальте.

Если не верите, проведите простой эксперимент. Проехав непрерывно по трассе сто-двести километров, попытайтесь затормозить точно у черты светофора, как в городе. Будете удивлены.

21. Сейчас лето, поэтому, если машина позволяет, очень удобно ехать в носках или босиком. И педали лучше чувствуются, и ноги не страдают от жары.

22. Наивно думать, что карты Москвы и Московской Области продаются на каждой бензоколонке. Далеко не на каждой. Я бы даже сказал — не на каждой десятой. Лучше купить карты заранее.

23. Некоторые водители, особенно обитатели Мурманска и жители Прибалтики, отличаются патологической законопослушностью. Долго ехать за таким со скоростью 65 — психологически тяжело. Особенно если учесть, что в придорожных деревнях дурных нема — никто дорогу, как в городе, с закрытыми глазами не перебегает, большинство пешеходов внимательны и осторожны.

Матеря такого аккуратного водителя, помните — выигрыша в скорости от обгонов — копеечный. Обгоны нужны, скорее, чтобы не уснуть: ведь обогнав одну пачку фур, Вы тут же упрётесь в следующую.

Если же в роли начальника колонны оказались Вы сами — имеет смысл раз в несколько минут заезжать правым колесом на обочину, «стравливая» поток торопящихся. В противном случае некоторые торопящиеся будут впритирку обгонять Вас с обоих сторон, грубо нарушая ПДД и создавая аварийные ситуации.

24. В страшных белых столбиках, которыми утыкана двойная сплошная по всей Ленинградской Области, спрятаны (по слухам) невысокие стальные арматурины. Насколько опасно на них наезжать — я не знаю. Подозреваю, довольно опасно.

25. Участков, где в каждую сторону только по одной полосе, на трассе очень мало — в основном, это короткие отрезки по населённым пунктам. Поэтому идти на обгон в таких местах, на мой взгляд, просто бессмысленно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 121 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →