Это изречение философа принято толковать примерно так: "мудрец понимает, насколько все его знания убоги, малы и ошибочны. И чем больше у мудреца становится знаний, тем глубже он осознаёт всю глубину своего ничтожества".
Подразумевается, что философ, в отличие от уверенных в себе глупцов, будет въедливо занудничать в каждом, даже самом пустячном и очевидном для обывателя вопросе. Ну, например, спросят у философа "сколько времени", а он вынесет вопрошающему мозг гнилыми сомнениями типа «что такое время» и «уверен ли ты, что не спишь сейчас».
Скажу сразу: это, мягко говоря, ошибочная позиция.
Философ на то и философ, что у него в голове нет двухпозиционного тумблера как у фанатиков: «знаю» и «не знаю». Философ видит всю гамму оттенков.
Возьмём, к примеру, что-нибудь «общеизвестное». «Три плюс пять равно восемь», «литр воды весит один килограмм», «Адольф Гитлер мёртв» — это всё кондовые, железные факты. Однако философ будет сомневаться даже в них.
Я сейчас даже не говорю про бесчисленные оговорки, которыми можно обставить эти утверждения. Будем для простоты считать, что в утверждении про Гитлера имеется в виду тот самый Гитлер, а в утверждении про вес мы говорим про массу обыкновенной воды, при плюсовой температуре и на поверхности Земли. Даже со всеми возможными уточнениями философ без труда найдёт, где усомниться.
Адольф Гитлер, например, чисто теоретически, вполне мог тайно покинуть Германию в 1945-м году, а потом дожить до нашего времени где-нибудь в Боливии. Если завтра живого Гитлера найдут, философ будет сильно удивлён, но не более того.
Если внезапно окажется, что литр воды весит полтора килограмма, это заставит философа серьёзно пересмотреть картину мира.
Ну а если вдруг выяснится, что три плюс пять не равно восьми, это будет означать, что философ испытывает помрачение рассудка. Тоже, в общем, вариант. Философ — человек, а люди иногда сходят с ума.
Короче, в каждом из трёх фактов философ будет сомневаться, однако сомневаться в них он будет по-разному и в разной степени.
Можно сравнить отдельные факты с кирпичами. Кирпич из титана, кирпич из глины и кирпич из дерева — это довольно прочные кирпичи, которые вполне можно использовать в строительстве. Опытный строитель, конечно, понимает, что теоретически можно разрушить любой из этих материалов. Однако опытный строитель владеет искусством сопромата и умеет рассчитывать прочность возводимых стен.
Так вот. Когда философ строит храм своих размышлений, он учитывает разные оттенки достоверности знаний. Неопровержимые, базовые факты, вроде законов логики и математики, философ использует для несущих конструкций и фундамента. Непрочные, непроверенные факты идут на декоративные участки. Там же, где достоверных фактов не хватает, философ старается заложить двойной запас прочности.
В итоге у талантливых философов получаются исполинских размеров сооружения, которые выдерживают многовековую проверку временем.
В отличие от философов, «обыватель», для которого все факты одинаково достоверны, рассчитывать прочность не умеет и не хочет. Поэтому мозг обывателя выращивает разные архитектурные безумства, типа девятиэтажных хрущёвок на фундаменте из пенопласта. Увы, здания из предрассудков часто рушатся при столкновении с реальностью, хороня под своими обломками хитроумные планы и светлые мечты.
Вернёмся теперь к неверному толкованию сократовского «знаю, что ничего не знаю». Сомневающийся зануда из этого толкования — это строитель, который не рискует даже поставить один кирпич на другой, так как не уверен, что нижний кирпич выдержит тяжесть верхнего.
Разумеется, назвать философом такого зануду нельзя. Это просто перестраховщик, который по каким-то причинам не хочет думать.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →